Как беспилотные авто смогут изменить экономику

Опубликовано 06 декабрь 2016.
Беспилотные автомобили – на сегодняшний день явдяется главным трендом на ближайшие десятилетия. 

В их разработку вкладывают сотни миллионов долларов и звезда Кремниевой долины такси-сервис Uber и традиционные автоконцерны, такие как Mercedes и GM. Громкая новость – американская Apple, которую еще больше двух лет назад заподозрили в работе над секретным проектом Titan по созданию беспилотных авто, официально подтвердила эту информацию.

По данным американской газеты Financial Times, Apple рассказала, что занимается созданием автономных систем, которые смогут изменить будущее транспорта. И указала на "серьезные социальные преимущества автоматических транспортных средств".

Интерес к теме подогревает и американский производитель электрокаров Tesla. Глава компании Илон Маск пообещал: автомобиль с полноценным автопилотом он выпустит уже через три года. Смелые прогнозы подкрепляют реалии — у  Tesla уже есть машины, управляемые как вручную, так и при помощи автопилота. Cо счетов нельзя сбрасывать и Google. Ее беспилотники "намотали" миллионы километров, в том числе, и на реальных дорогах в Калифорнии.

Эксперты подтверждают: начало перевозки пассажиров в автомобилях без водителя — вопрос ближайших 10-20 лет. Cтолько потребуется, чтобы научить такие авто действовать в реальных условиях улично-дорожной сети, решить технические и юридические вопросы.

А преимущества будут не только социальными,  но и экономическими, точнее  - самоуправляемые автомобили полностью трансформируют экономику. Их появление станет частью новой волны "автоматизации" и начала четвертой промышленной революции, в основе которой – развитие систем искусственного интеллекта.

Потеря рабочих мест

Появление новых мобильных форматов такси типа Uber, Яндекс.Такси или Gett вызвало бурю негодования у работавших по старинке таксистов во всем мире.

Например, в Париже, где Uber появился в 2012 году, таксисты бастовали, они жгли покрышки и блокировали работу аэропорта, требуя от властей запретить сервис.

Мобильные приложения для вызова такси давно стали привычным, но ими недовольны уже сами водители. Например, в сентябре этого года несколько сотен людей, подключенных к "Яндекс.Такси", бойкотировали работу. Причина – снижение тарифов, которое сервис предпринял в условиях нарастающей конкуренции с другими игроками.

Вскоре беспилотные автомобили вообще оставят таксистов без работы.

По некоторым подсчетам, беспилотный автотранспорт уничтожит до 4 млн рабочих мест водителей во всем мире, а перевозки — одна из ключевых сфер занятости людей, не имеющих специального образования. 

Это же коснется и грузовых перевозок. Осенью одна из российских транспортных компаний заявила, что уже в следующем году в российской столице начнет использовать беспилотные автомобили для доставки грузов. А глава Росавтодора предположил, что водителям-дальнобойщикам придется переквалифицироваться уже через 5 лет – их заменят грузовики-беспилотники.

Каршеринг против автопроизводителей

Хлеб у таксистов с недавних пор отнимает и каршеринг  - сервисы поминутной аренды автомобилей. В крупных российских городах он появился всего несколько лет назад, но уже стал популярным. В стоимость аренды включен и бензин, и парковка, и страховка.

Каршеринг  - альтернатива не только общественному, но и личному транспорту. Сервис люто возненавидели автопроизводители —  с его появлением их продажи неуклонно падают. Прошлогодние расчеты консалтинговой AlixPartners  показали: до 2020 года каршеринг будет сокращать продажи новых авто на 1,2 млн единиц в год.

Возможность заработать

Впрочем, позже автопроизводители поняли: в долгосрочной перспективе на каршеринге и они могут заработать. По подсчетам HIS, срок владения новым автомобилем составляет около 6,5 лет, а новый автомобиль каршеринга будет нуждаться в замене уже через три года.

Осознав грядущую реальность, автопроизводители начали активно инвестировать в "мобильные" такси и каршеринг. В их числе — Volkswagen, General Motors и Toyota. А GM даже создала собственную каршеринговую компанию Maven.

На подходе — беспилотный каршеринг. Власти Москвы уже заявили, что в 2017 запустят испытания беспилотных арендных машин – для проверки надежности технологии они проедут несколько сотен тысяч километров. Аренда беспилотных авто, которые научат различать сигналы светофоров, получать данные о дорожной обстановке и пропускать на "зебре" пешеходов, может стать доступной уже в 2018-2019 годах.

Эксперты указывают: автономные автомобили каршеринга без водителей позволят компаниям-операторам существенно сократить операционные расходы. Потенциал использования таких транспортных средств возрастет с нынешних 50-60% до почти 100%, отмечают аналитики Morgan Stanley.

Не страховой случай

Сейчас автострахование, в частности КАСКО, один из самых прибыльных видов страхового бизнеса. Но развитие автономного транспорта больно ударит карману страховщиков: исключив человеческий фактор, самоуправляемые автомобили существенно снизят аварийность на дорогах.

Только в США беспилотные машины будут экономить компаниям-операторам и владельцам более $190 млрд в год.

А вот доходы американских страховых компаний к 2040 году сократятся с прошлогодних $200 млрд почти в пять раз – до $40 млрд.

Наблюдатели утверждают: уже сейчас страховщики должны готовиться к работе в грядущей реальности с минимальным количеством аварий, и к тому, что страховать нужно будет компьютерный код, а не водителей.

В условиях низкой аварийности сократятся только доходы страховщиков, но и численность сотрудников ДПС.

Производительность и простор

Сокращение количества аварий беспилотниками, в свою очередь,  снизит количество жертв,  улучшит дорожно-транспортную остановку, избавив от пробок. Время поездки на работу сократится, а начать рабочий процесс станет возможным сразу в автомобиле — пассажиру беспилотника не придется следить за дорогой.

Большие города, в свою очередь, станут более комфортными и удобными для проживания и ведения бизнеса.

Совместно используемый автономный автомобиль будет всегда на ходу, а значит, освободит  десятки и сотни тысяч парковочных мест и гаражей. Все эти свободные площади – земля, на которой можно возвести офисные здания и жилые дома.

Наконец,  доставка грузов без водителей существенно снизить конечную цену целого ряда товаров.

По оценкам Nissan,  развитие беспилотных автомобилей будет ежегодно добавлять 0,15% к годовым темпам роста ВВП в Европе, и к 2050 году принесет экономике стран Евросюза 17 трлн евро. "Мы находимся на пороге социально-экономической революции", — констатировал японский автопроизводитель.
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости