Ученые установили, как люди становятся левшами

Опубликовано 21 февраль 2017.
 Праворукость или леворукость человека обусловлена не головным, а спинным мозгом, а конкретно - экспрессией определенных генов в нем. К такому выводу пришли ученые Рурского университета (Германия) и их коллеги из Нидерландов и Южной Африки, проанализировавшие развитие пяти человеческих плодов, сообщается на сайте вуза.

Предпочтение в движениях той или иной рукой проявляются еще в утробе матери начиная с восьмой недели беременности. Это стало известно еще в 1980-е годы благодаря УЗИ. К примеру, с 13-й недели беременности нерожденные дети уже определяются с тем, большой палец какой руки им удобнее сосать.

Движения рук инициируются через двигательную область коры головного мозга: она посылает сигнал в спинной мозг, который, в свою очередь, транслирует команду в конечности. Однако эта зона мозга не соединена со спинным изначально, а доминирование той или иной руки проявляется еще до того, как это соединение в организме зародыша сформируется. Именно поэтому ученые обратили пристальное внимание на развитие именно спинного мозга.

Исследователи проанализировали экспрессию генов там в период между восьмой и двенадцатой неделями беременности и обнаружили различия, связанные с развитием правой и левой сторон, именно в тех сегментах, которые управляют движениями рук и ног.

Биологи проследили также причину возникающей асимметричной активности генов. По всей видимости, в ее основе лежат эпигенетические факторы, когда изменения экспрессии генов не затрагивают последовательность ДНК. То есть речь в большей степени идет о влиянии окружающей среды.

Подробно с результатами исследования можно ознакомиться в статье в журнале "eLife".