Правительство и нефтяники все еще не договорились о продлении заморозки цен на бензин, срок действия которой прошел еще 31 марта. Восстановить соглашение, заключенное в октябре прошлого года, попробует премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании 4 апреля.
Без вмешательства главы кабмина заинтересованные стороны — Минэнерго, Минфин, ФАС и нефтяные компании — не смогли прийти к новому соглашению о заморозке цен. Как пишут «Ведомости», ссылаясь на источники в указанных ведомствах, им не удалось договориться из-за проблемы компенсаций поставщикам топлива и выпадающих доходов бюджета. Однако цены на бензин из-за этого не подскочили, поскольку нефтяники опасаются, что в этом случае правительство, руководствуясь буквой закона, доведет экспортную пошлину на топливо до 90% от экспортной пошлины на нефть.
По мнению руководителя Центра политэкономических исследований Института нового общества Василия Колташова, несмотря на существующие в правительстве разногласия, проект нового соглашения завтра все-таки будет разработан.
«Завтрашние переговоры, я уверен, приведут к новой заморозке цен на бензин и дизельное топливо. И параллельно будет вырабатываться механизм, который ограничит рост цен на топливо в дальнейшем. Потому что это очень важно для страны с огромными расстояниями и транспортными издержками, где поднимается аграрный сектор, который не может обойтись без топлива. Задрать цены на бензин, как в Евросоюзе, неправильно, это значит — убить сельхозпроизводителей», — отметил Василий Колташов в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей.
Экономист подчеркнул, что позиция Медведева по бензину и дизельному топливу основана на интересах агрохолдингов, которые потребляют огромное количество топлива и заинтересованы в том, чтобы цены на него не росли.
«Рост транспортных издержек приводит к подорожанию товаров, не связанных с производством сельхозпродуктов, и негативно отражается на внутреннем спросе. И это, конечно, важнее, чем флешмобы в соцсетях под девизом «Нам не нравится дорогой бензин, а нравится дешевый». Но и возросшая активность граждан, безусловно, сказывается на ситуации, поскольку там, где люди молчат и со всем соглашаются, цены растут беспредельно», — заметил Колташов.
Собеседник ФАН напомнил также, что осенью прошлого года, когда был резкий скачок цен на бензин, возмутивший общественность, и государство было вынуждено вмешаться в эту историю и поставить свои условия нефтяникам, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что правительство вообще может запретить вывоз нефтепродуктов из России.
«Это тоже очень важные слова, хотя сегодня они кажутся фантастическими. Думаю, когда-нибудь мы к этому все-таки придем. И тогда в России появятся перерабатывающие мощности. И будут низкие цены на бензин и дизтопливо, и будет устойчивый рубль, ограничивающий их рост», — сказал Василий Колташов.
В завтрашнем заседании, посвященном продлению заморозки цен на топливо, глава кабмина предложит варианты, которые устроят все стороны, полагает эксперт.
«Конечно, в России топливо должно стоить дешевле. Но цены на бензин у нас растут по двум причинам: если нефть дорожает и поставщики топлива, пытаясь бежать за уходящим поездом, тоже повышают цены, и если нефть дешевеет. Этот закон неизменно действовал в последние 20 лет. Но государство может это изменить, снизив налоги и жестко контролируя цены в отрасли», — считает Колташов.