Все прямые и косвенные расходы на борьбу с последствиями коронавируса в России не превышают 3% ВВП, оценили эксперты. По их мнению, власти пока недооценивают масштаба кризиса, который может стать «матерью всех рецессий».
Стоимость объявленных в России антикризисных мер и других расходов на борьбу с последствиями коронавируса в России составит от 2 до 3% внутреннего валового продукта (ВВП), оценили экономисты, участвовавшие в заседании экономического клуба ФБК Grant Thornton во вторник, 7 апреля. РБК следил за трансляцией.
«По нашим расчетам, Россия пока выделила прямые и косвенные меры поддержки в пределах 2–3% ВВП», — сказал профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин. По его мнению, в российскую экономику необходимо «закачивать больше денег» — около 3–4 трлн руб. «Государство привыкло брать, но не привыкло раздавать. Но, если сейчас активно не помогать компаниям сохранять фонды и рабочие места, впоследствии восстановление экономики будет идти крайне медленно и очень трудно», — указал эксперт.
Государство «катастрофически недооценивает масштабы кризиса», категоричен руководитель Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев: «Решения сдвинуты на уровень регионов, где во многих случаях нет ни денежных, ни интеллектуальных ресурсов для осмысленной политики».
США реализуют пакет налогово-бюджетных мер стоимостью 10,5% ВВП, Австралия — 9,7%, Канада — 6% ВВП, Япония — 4,9%, Казахстан — 3,4% ВВП, Великобритания — 2,5%, Чехия — 2% ВВП, следует из базы данных COVID-19 Economic Stimulus Index на 1 апреля.
Вряд ли Россия, как США, может потратить 10% ВВП, но, учитывая уникальные масштабы кризиса, направить 3–4% «вполне в силах», уверен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По оценке Института экономики роста, нужны меры стоимостью от 7 до 9,5% ВВП, или 7,7–10 трлн руб., сказала РБК директор института Анастасия Алехнович. Но без пересмотра бюджетного правила программа стимулов может составить около 2,4% ВВП, оценил Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Нужно выходить за пределы привычных представлений о возможных источниках финансирования, считают экономисты. «В такой экстраординарной ситуации выпуск ОФЗ, которые бы поддерживал Центральный банк, — РЕПО или прямые выкупы, — возможно, могут иметь место», — предположил Вьюгин.
Как на бюджет повлияет обвал цен на нефтьСпад мировой экономики из-за коронавируса будет на порядок больше, чем во время кризиса 2009 года, пессимистичен Гурвич: «Предлагается назвать нынешний кризис «мать всех рецессий», потому что он будет сильнее предыдущих». Из-за сокращения внешнего спроса Россия будет вынуждена сократить экспорт. Кроме того, традиционно, как в любой кризис, произойдет отток капитала из формирующихся рынков в развитые экономики с сильными финансовыми системами, добавил экономист.
Для России негативные последствия пандемии усугубляются падением нефтяных цен ниже $30 за баррель: на нефтегазовые доходы приходится более 40% федерального бюджета. «Пришла беда — отворяй ворота, а из-за нефтяной иглы ворота России оказались распахнуты очень широко», — констатировал директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.
В то же время, как подчеркнул Гурвич, в последние годы Россия преуспела в уходе от сырьевой зависимости. «Нефтяной шок» частично сгладили плавающий курс и бюджетное правило, при котором все доходы от продажи нефти дороже цены отсечения $40 за баррель (ежегодно индексируется на 2% с 2017 года и сейчас составляет $42,4) накапливаются в Фонде национального благосостояния (ФНБ). За март объем ФНБ вырос в 1,6 раза, достигнув к 1 апреля 12,85 трлн руб., что эквивалентно $165,384 млн (11,3% ВВП), сообщал Минфин. Объем ликвидных активов (средства на банковских счетах в Банке России) несколько меньше — чуть более 11 трлн руб., или $142,736 млн (9,8% ВВП).
Средств ФНБ не так много, как кажется, предупредили эксперты. Из-за падения нефтяных цен Россия недополучает запланированные нефтегазовые доходы. Федеральный бюджет в 2020 году лишится почти 3 трлн руб. нефтегазовых доходов при текущих ценах на нефть, сообщал министр финансов Антон Силуанов. Выпадающие доходы всей бюджетной системы составят 7 трлн руб., из которых 70% придется на федеральный бюджет, сообщила РБК оценку Экономической экспертной группы глава направления фискальной политики Александра Суслина.
Россия потеряет примерно 3% ВВП за два года рецессии, оценил ранее ЦМАКП. По оптимистическому сценарию снижение составит 2,3–2,5% в 2020 году и 0,5–0,8% в 2021-м. Наибольшим падение экономики России было в 1992 году — на 14,5%; в кризис 2009-го оно составило 7,8%.
Как поддерживают населениеСоциальные последствия кризиса будут самыми существенными, сходятся во мнении экономисты, и, чтобы ускорить выход из него, нужно поддерживать занятость и платежеспособный спрос населения. Раздавать «деньги с вертолета» было бы неправильно, но десятки миллионов людей уже нуждаются в поддержке, подчеркивает Николаев.
Согласно указу президента о нетрудовых днях, введенных в России с конца марта до 30 апреля, работникам вынужденных прекратить работу компаний должна по-прежнему выплачиваться заработная плата. Для тех пострадавших от коронавируса, кто потерял более 30% доходов, введены «кредитные каникулы» — право на реструктуризацию кредитов. С середины марта государство оплачивает больничные сотрудникам, которые не могли выйти на работу из-за необходимости находиться на карантине.
Говоря об основных рисках текущего кризиса, президент Владимир Путин на саммите G20 констатировал, что в первую очередь это безработица: ее пик «при любом сценарии превысит уровень 2009 года». Именно динамика безработицы будет отражать эффективность антикризисных мер, уточнил глава государства.
В России максимальный размер пособия по безработице на 2020 год увеличен до 12 130 руб., минимальный составит 1500 руб. После объявления первой нерабочей недели из-за коронавируса и введения режима самоизоляции власти Москвы и Подмосковья увеличили размер пособия до 19,5 тыс. руб. в столице и до 15 тыс. руб. в области. Но, согласно опросу ЦСР, почти 30% компаний уже заставили сотрудников уйти в неоплачиваемый отпуск.