Доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Артем Голубев предвидит сложности, с которыми может столкнуться экономика РФ из-за ухода западных инвесторов из России, но считает, что со временем эта проблема будет решена.
«Наша страна заинтересована в инвестициях, которые касаются скорее не финансовых средств, а технологий. У нас хорошо с военными технологиями, с атомной энергетикой, частично с космосом, но, к сожалению, большая проблема с технологиями гражданской промышленности. Китайцы, например, давно вышли на второе место по объему инвестиций в мировую экономику за пределами своей страны, инвестируя не в добычу чего-то, а в приобретение технологий, и это дает им определенное конкурентное преимущество, и за счет этого они активно развивают свою экономику. Нынешняя ситуация, когда уже более 250 компаний заявили о выходе из российской экономики или о приостановке деятельности, для нас существенный минус, потому что иностранная компания — это и современные подходы ведения бизнеса, и уход современных технологий. Насколько нам удастся заместить их в ближайшее время, не имея такого же уровня наработок, большой вопрос», — заявил Артем Голубев.
По мнению эксперта, ситуация может измениться с завершением украинского кризиса, поскольку западные экономики не меньше страдают от введенных против России санкций. Запад уже исчерпал свои санкционные возможности, усиливать давление на Россию, по словам Артема Голубева, не позволяют объективные факторы.
«Порядка 20% потребления Европы приходится на российскую нефть, по газу — более 30%. За ближайшие 2-3 года альтернативных поставщиков в таком объеме им не найти. Допустим, Венесуэла готова увеличить добычу на 400 тыс. баррелей в сутки, Иран, если с него снимут санкции, может выплеснуть на рынок порядка 1,5 млн баррелей в сутки, итого мы получаем менее 2 млн баррелей в сутки. Россия экспортирует в среднем порядка 5 млн баррелей в сутки. Возникает вопрос — где мир будет брать еще 3 млн баррелей? Даже если увеличит поставки Саудовская Аравия, это будет означать, что она просто перенаправит нефть в Европу. Тогда возникнет ее дефицит в азиатском регионе», — пояснил Артём Голубев.
Более того, перенаправление венесуэльской нефти в другие регионы, по его мнению, маловероятно, потому что она годится только для американских НПЗ.
«Она высокосернистая и вязкая, европейские НПЗ не смогут работать с этой нефтью, ее придется разбавлять светлыми сортами. То есть опять же придется осуществлять значительное переформатирование их, это дорого и займет немало времени», — отметил экономист.
На этом фоне экономист считает нерациональным вводить эмбарго на поставку энергоресурсов и металлов в Европу в ответ на санкции.
«Мы можем, конечно, и газовую трубу перекрыть, но тогда возникает вопрос — каким образом мы будем наполнять бюджет? Учитывая, что у нас нефть и газ, а также металлургия дают значительные поступления. Не думаю, что нам нужно отвечать тем же», — заявил Артем Голубев.
Эксперт затруднился с прогнозом по развитию российской экономики, поскольку на ее динамику, по его словам, сейчас оказывают сильное влияние украинские события.
«Мы не знаем, как долго продлится эскалация на Украине, и когда все разрешится. От этого будет зависеть очень многое, потому что каждый день специальной операции России обходится, мягко говоря, недешево. Кроме этого, надо понимать: если мы возьмем под контроль Украину, нам же нужно будет ее восстанавливать», — отметил экономист.
По мнению эксперта, в подобных обстоятельствах правительство РФ навряд ли будет предпринимать какие-то действия, связанные с увеличением бюджетных расходов.
«Потому что неизвестно, как долго мы будем жить в условиях жестких санкций и серьезных ограничений. Сейчас сложно планировать даже расходы по субсидированию процентной ставки на ипотеку. Я думаю, наше правительство будет очень аккуратно подходить к дополнительным мерам поддержки и стимулирования экономики. Скорее всего, существенных мер, которые требовали бы выделения сотен миллиардов рублей, в ближайшее время мы вряд ли увидим», — заявил Артем Голубев.