В сентябре российские банки получили валюты на $10,8 млрд, большая часть из которых — $9 млрд — поступила на расчетные счета корпораций, говорится в обзоре, подготовленном аналитиком Райффайзенбанка Денисом Порываем. Он предполагает, основываясь на анализе статьи «Чистые ошибки и пропуски», что в третьем квартале произошел приток теневого капитала в объеме $7 млрд., большая часть этих денег поступила в сентябре. По мнению аналитика, скорее всего, этим и объясняется приток валюты в банки.
«По нашему мнению, геополитическая обстановка повысила риски сохранности частного капитала российского происхождения в иностранной юрисдикции. Теперь для некоторых лиц безопаснее хранить валюту в локальных банках», — пишет в своем обзоре Порывай.
Из-за этого притока, по его мнению, в банковской системе образовался избыток валюты на $4,9 млрд.
Аналитик UBS Михаил Шлемов связывает избыток валюты в банковской системе с падением спроса на валютное кредитование и притоком средств от компаний-экспортеров. «Последние прошли пик выплат внешнего долга, сейчас из-за сокращения инвестиционных программ у них скопился большой объем избыточной валютной ликвидности», — пояснил он. Кроме того, по словам Шлемова, с начала года у банков скопился значительный объем депозитов.
Согласно расчетам Дениса Порывая, поступившая валюта была размещена на рынке межбанковского кредитования ($4 млрд), также на $1,3 млрд банки купили евробонды. Кроме того, $4,7 млрд банки потратили на погашение валютных долгов перед ЦБ, которые в конце сентября составили $31,5 млрд. Еще около $2–3 млрд. банки в сентябре продали на рынке., поддержав таким образом курс рубля.
В начале октября ЦБ опубликовал данные платежного баланса, согласно которым впервые за пять лет был зафиксирован квартальный приток капитала в страну — $5,3 млрд. Порывай говорил, что приток капитала мог быть связан с тем, что компании-экспортеры стали активнее продавать валютную выручку. «Раньше экспортная выручка в основном накапливалась на счетах в зарубежных банках, не поступая в страну», — пояснял он.
Главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин связывал приток капитала в страну с тем, что банки и компании значительно снизили объем вложений в иностранные финансовые активы, а также с избыточной валютной ликвидностью на внутреннем рынке. «Банки и компании накопили на счетах достаточно большой запас валюты, при этом есть проблемы с ее размещением, потому что спроса на кредиты нет», — говорил Сусин.