В российских банках в этом году обнаружилось свыше трех тысяч фиктивных депозитов. Об этом в своем отчете сообщило Агентство по страхованию вкладов.
"Липовые" депозиты часто открывают клиенты банков для спасения своих денег. Такие вклады появляются, когда банк уже остановил платежи и вот-вот лишится лицензии. Один из вариантов мошенничества заключается в переводе средств со счетов компаний на специально открытые счета подставных лиц - обычных граждан. "По закону о страховании вкладов при ликвидации банка именно граждане первыми получают назад свои деньги, - напоминает Лазарь Бадалов, доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г.В. Плеханова. - А вот требования компаний, выступающих кредиторами третьей очереди, удовлетворяются лишь после завершения расчетов с гражданами. Поэтому корпоративные клиенты пытаются замаскировать свои деньги под счета и вклады граждан. Конечно, при участии менеджеров банков". Псевдодепозиты открывают и ВИП-клиенты, которые держат на вкладе сумму, превышающую максимальный размер страховки - 1,4 миллиона рублей. Большой вклад дробится, деньги переводятся на счета подставных лиц, хозяин миллионов получает страховку в полном объеме, а провернувший аферу сотрудник банка - вознаграждение.
Есть и третий вариант совершения незаконных операций с вкладами, когда банкиры просто "рисуют" на бумаге депозиты, которых в реальности никогда не существовало. Здесь речь уже идет об откровенной наживе.
По данным на 1 октября, АСВ выявило 3,3 тысячи случаев открытия "липовых" депозитов в 21 банке на сумму 4,1 миллиарда рублей.
Фиктивные депозиты опасны тем, что создают дополнительную нагрузку на Фонд страхования вкладов, из которого АСВ выплачивает возмещения вкладчикам лишенных лицензий банков. Так, по итогам 9 месяцев объем подозрительных операций с депозитами по отношению к общей сумме выплат вкладчикам 21 банка составил около 6,8 процента. Впрочем, как отмечает Лазарь Бадалов, Агентство по страхованию вкладов научилось вскрывать незаконные схемы, связанные с открытием в банках фиктивных вкладов. "Требования псевдовкладчиков оспариваются в суде, и практически всегда он становится на сторону АСВ", - констатирует Бадалов.