При всей своей важности инфляция довольно абстрактный показатель. Поэтому россияне, взглянув на очередной отчет Росстата, сообщающий о росте потребительских цен на 13% за прошлый год, могут только грустно улыбнуться: по ощущениям отдельных семей, их потребительские корзины подорожали в полтора-два раза.
Slon Magazine решил пойти другим путем и взял максимально конкретную корзину товаров в конкретном магазине. Пользуясь данными, которые предоставила компания «МониторЦен», мы сравнили цены на одни и те же товары в январе 2016 года и январе 2014 года в магазине «Перекресток» на Тишинской площади в центре Москвы. Наша «потребительская корзина» ни в коем случае не претендует на представительность: так, из нее для чистоты эксперимента были исключены овощи и фрукты.
«Фрукты и овощи сравнивать сложно. Картофель, грубо говоря, может стоить от 5 до 100 рублей», – отметил директор по развитию «МониторЦен» Сергей Ипатов в переписке со Slon.
В результате человек, способный путешествовать во времени на два года назад – в Россию до Крыма, Олимпиады, санкций и обвала нефтяных цен, – смог бы сэкономить 1900 рублей из 7409, в которые ему обойдется этот продуктовый набор сегодня. Рост цен на нашу потребительскую корзину за два года – 35% – забавным образом оказался близок к данным Росстата, который насчитал 32% роста на продовольствие за тот же период.
Лидеры роста: курица (+100% за два года), сахар (+89%), растворимая лапша «Доширак» (+77%), ржаные сухарики Finn Crisp (+77%), сельдь (+71%) и гречка (+71%). Меньше всего подорожал энергетик Red Bull (+7%), а хлеб «Рижский дворянский» даже чуть подешевел (-2%).