Последние несколько десятилетий Эр-Рияд был союзником Вашингтона на Ближнем Востоке: США покупали у саудовцев нефть, те доверяли капиталы американским банкам. Даже в хаосе борьбы с терроризмом США привыкли сотрудничать с Саудовской Аравией. Теперь Вашингтону следует пересмотреть эти отношения, несмотря на их долговременность. По мнению Сары Чайес из Фонда Карнеги за международный мир и Алекса Де Вааля из Школы Флетчера при университете Тафтса, Саудовское королевство близко к коллапсу, и Америке пора к этому подготовиться.
«Вообще, Саудовская Аравия – это не государство, – пишут исследователи в совместной статье в The Atlantic. – Ее можно описать двумя способами: как политическое предприятие с умной, но не вечной бизнес-моделью, или как нечто настолько коррумпированное, что это напоминает вертикально интегрированную криминальную организацию. В любом случае долго она существовать не может».
Саудовская Аравия как семейный бизнес. В таком предприятии нефть превращается в деньги, а те конвертируются в политическую лояльность. США очень долго рассчитывали на то, что у гендиректора этого предприятия – саудовского короля – есть бесконечные резервы на покупку лояльности, даже в нынешних непростых с точки зрения стоимости нефти реалиях. Тем не менее последние действия Эр-Рияда – договоренность о замораживании добычи на высочайшем январском уровне и возможный вывод Aramco на IPO – могут сигнализировать о том, что саудовцам все-таки потребовались деньги, полагают эксперты.
Тем временем преданность может обходиться все дороже, пишут Чайес и Де Вааль, и похоже, что мы видим, как это происходит в Саудовской Аравии, где год назад король Салман Аль Сауд раздарил подданным $32 млрд через месяц после восшествия на престол. Если цена лояльности и дальше будет расти, королевство ждет политический кризис.
Саудовская Аравия как сложная криминальная организация. Королевство вполне можно сравнивать с другими клептократическими режимами, в которых население все больше ощущает себя гражданами. В таких странах, как Украина, Нигерия, Бразилия, Молдавия, Малайзия, происходит подобный процесс: люди начинают требовать от правительства и чиновников подотчетности народу; иногда это заканчивается насилием. В Саудовской Аравии политические требования пока предъявляет только шиитское меньшинство, однако образованное суннитское большинство вряд ли долго будет довольствоваться нынешним устройством государства, считают исследователи.
По мнению Чайес и Де Вааля, для Саудовской Аравии возможны три сценария. Первый: борьба внутри королевской семьи, членам которой верность будет обходиться дороже, чем они могут себе позволить. Второй: война с другим государством – не такой уж невероятный исход, учитывая конфронтацию Эр-Рияда и Тегерана в Йемене и Сирии. Третий: восстание внутри страны – мирных граждан или джихадистов.
Вашингтон, пишут авторы материала в заключение, обычно оказывается застигнут врасплох и очень удивляется, когда предположительно устойчивые государства начинают разваливаться. Статью в The Atlantic он может считать предложением заранее оценить риски.