Саудовская Аравия в ближайшее время может отменить привязку риала к доллару США - недавний прогноз журнала Forbes выглядит как сенсация. Таким откровенно недружественным шагом, по мнению издания, Эр-Рияд использует свое последнее оружие в нефтяной войне против американских сланцевиков. Наращивание добычи нефти, которым саудовские принцы в последнее время пытались уничтожить конкурентов, оказалось не достаточно эффективным, и они, как уверяет Forbes, ищут другие способы ущемить США.
Одновременно с этим британская деловая газета Financial Times отметила любопытную тенденцию: Саудовская Аравия стремится наладить контакты с Россией.
«Укрепление связей между Россией и Саудовской Аравией позволяет с уверенностью говорить об ослаблении регионального влияния США, которые были союзниками королевства на протяжении 70 лет. После того, как Барак Обама начал улучшать отношения с Ираном, а Россия начала военную операцию в Сирии — которую американский президент пытается избежать, - саудовцы решили работать с Москвой, в надежде на то, что она сможет повлиять на Тегеран», - делает категоричный вывод издание.
Израильский журналист Алекс Ниренборг подметил эту тенденцию еще в июне 2015 года. После того, как наследный принц Мухаммад бин Салман, сын саудовского короля и самый молодой министр обороны в мире, посетил Международный экономический форум в Санкт-Петербурге и повстречался с российским президентом Владимиром Путиным.
Итогом того визита стало подписание шести соглашений о двустороннем сотрудничестве в разных сферах, включая ядерную энергетику. Глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубайр при этом заявил, что больше нет никаких препятствий для закупки оружия.
Если вспомнить, что многие годы единственным поставщиком оружия в королевство были Соединенные Штаты, обещание прозвучало многозначительно.
Нефтедоллар прочнее кровных уз?
Но означает ли этот крен, что Эр-Рияд сделал окончательный выбор между Москвой и Вашингтоном? Ведь США повязаны с королевством очень большими нефтяными деньгами почти 70 лет. Нефтедолларовые связи, позволявшие долгие годы кататься саудовцам как сыр в масле, прочнее иных кровных уз, так запросто они не порвутся.
Понятие «нефтедоллар» возникло в 1971 году на фоне краха золотой системы Соединенных Штатов. Тогда Вашингтон сделал принцам Саудовской Аравии предложение, от которого те не смогли отказаться.
В обмен на оружие и защиту от Израиля американцы потребовали, чтобы их ближневосточный партнер торговал только за доллары, а излишки от торговли нефтью вкладывал в облигации США. Сделка состоялась. В результате Америка превратилась в мировой обменник, просто включая печатный станок, когда были нужны «зеленые».
Но и шейхи тогда в накладе не остались. В 1938 году в Саудовской Аравии были открыты колоссальные запасы нефти. Разработка месторождений началась лишь после Второй мировой войны, в 1946 году. И спустя три года в стране уже действовала отлично налаженная нефтяная индустрия. В Саудовской Аравии нефть стала единственным источником богатства и процветания всего государства. Поставки нефти составляют 95% всего экспорта страны и 75% всех ее доходов. Именно «черное золото» позволило превратить Саудию в государство всеобщего благосостояния, поражающее великолепием и роскошью. Там, где раньше нищенствовали бедуины и бродили «корабли пустыни», жующие верблюжьи колючки, выросли роскошные небоскребы. В 2013 году началось строительство «Королевской Башни» — небоскреба в форме иглы, на один километр устремленного вверх. Подавляющее большинство населения — 88% — на сегодняшний день проживают в городах.
На «черное золото» немедленно слетелись и американские нефтяные компании - они подсобили новым арабским друзьям всем, чем могли. Сливки, конечно, доставались и им самим. Но больше всего от союза с шейхами выиграл Вашингтон, приобретя верного союзника и проводника американских политических интересов на Ближнем Востоке. Именно руки Саудовской Аравии с подачи американцев выпестовали радикальную организацию «Аль-Каида», главной целью которой на момент создания была борьба против советских войск в Афганистане. «Талибан» своим рождением также обязан этой стране. Лишь выпустив джина из бутылки, и Вашингтон, и Эр-Рияд спохватились, что наделали ошибок, но было уже поздно. Терроризм пошел гулять по свету, заглядывая и в «отчие дома».
Демпинг нефтяных цен
И это не единственная трудность Саудии. Случилось самое страшное для сырьевой страны: началось долгосрочное падение цен на нефть. Парадоксально, но случилось это по вине самой Саудовской Аравии, которая, по версии французского политолога Бассана Таххана, тайно вступила в картельный сговор с Вашингтоном против России и других нефтедобывающих стран: Венесуэлы, Алжира, Ирана, проявляющих строптивость в отношениях с США.
Однако другие эксперты, напротив, считают, что целью этой кампании являются Штаты. Генеральный директор компании «Эко Энерджи» доктор Амит Мор напоминает, что ценовая война началась в сентябре 2014 года, когда Саудовская Аравия решила бороться с американской индустрией сланцевой нефти, превратившей США в экспортера, сопоставимого с Россией и Саудовской Аравией. Упавший в основном из-за застоя в Китае спрос на нефть, а также решение ОПЕК не сокращать поставки нефти крепко ударили по американским компаниям, инвестировавшим в технологии добычи нефти из горючих сланцев.
По информации газеты Financial Times, Саудовская Аравия готова удвоить ставки. Сделать это предстоит с помощью заимствований.
Как пишет издание, королевство готово выйти на глобальные рынки ценных бумаг для привлечения средств и сделать большой рывок в борьбе с американскими производителями. Саудовцы собираются не только защитить свою долю рынка, но и «сделать жизнь невыносимой» для конкурентов из США, констатирует газета.
Возможно, верны обе версии. Но в пользу последней, кстати, говорит и недавнее решение Саудовской Аравии с мая повысить цены на все виды нефти, экспортируемые в Соединенные Штаты.
Потери, однако, в этой ценовой войне несут все, включая королевство. Считается, что добыча нефти в этой стране самая дешевая в мире. Но у страны большие расходы, а других источников дохода почти нет. Даже официальные данные говорят о прошлогоднем дефиците бюджета в $100 млрд или 15% ВВП - это очень много.
В дополнении ко всем проблемам немалых расходов требует война с хуситами в Йемене. Причем бомбардировки позиций хуситов ничего не дали. Их поддерживает не только значительная часть населения, но и Иран. Поддержка сирийской оппозиции против Башара Асада тоже обходится дорого, да к тому же именно она привела к усилению запрещенной в России террористической организации ДАИШ.
Заигрывание с Россией
Из такой непростой экономической и политической ситуации выплывать в одиночку тяжело. А в это время Соединенные Штаты быстро теряют «особый» статус, причем происходит это по инициативе Эр-Рияда. Ответная реакция американцев, выраженная, в частности, в статье The New York Times, звучит по-хамски: «Саудовская Аравия - обуза для США, а не друг». Это лишь углубляет раскол.
В такой момент в регионе появляется новый сильный игрок — Россия. Убедительная демонстрация военной мощи ВКС РФ, быть может, стала лучшей мотивацией для переориентации политических интересов королевства. Во всяком случае лед в наших двусторонних отношениях стал быстро таять.
Желание нового руководства КСА развивать отношения с Россией, пожалуй, уже можно рассматривать как тенденцию. Причем она может повлиять не только на двусторонние отношения, но и на всю ближневосточную ситуацию и даже на мировую политику в целом.
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия Олег Озеров обосновал это так:
«Потребность нашего сотрудничества вызвана не только тем, что наши страны являются крупнейшими поставщиками углеводородов на мировой рынок и членами G20, но и широким полем совпадения наших интересов, будь то формирование нового многополярного мира, обеспечение стабильности на Ближнем Востоке, урегулирование региональных конфликтов или совместная борьба с новыми вызовами тысячелетия — терроризмом и оргпреступностью, связанными с этим угрозами наркотрафика, контрабанды оружия и т.д.»
Всего за прошлый год состоялось более 20 встреч и бесед, в которых участвовало внешнеполитическое руководство двух стран.
Итак, Саудовская Аравия все с большим интересом относится к России. Одновременно КСА все чаще и все больше дистанцируется от прежнего заокеанского «друга», стремясь продемонстрировать стремление к арабскому единству, что уже стало общей ближневосточной тенденцией. Пример тому - эскадрилья эмиратовских F-16, которая наносила удары по джихадистам, взаимодействуя не с американской авиацией, а с иорданской. Этак и до развала коалиции под эгидой США недалеко.
В ожидании «черного лебедя»
В общую картину вполне вписывается и угроза королевства отказаться от нефтедоллара в пользу национальной валюты. Насколько это реально в ближайшей перспективе — другой вопрос. Разговоры об отказе от привязки национальных валют к доллару участники Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, где первую скрипку играет КСА, вели и в 2011 году. Тогда это объяснялось угрозой дефолта в США. Спустя год наблюдалась та же картина.
Под занавес 2015 года вновь заговорили о том, что Саудовская Аравия вот-вот сорвется с долларового поводка.
Тогда большинство аналитиков посчитало, что в неопределенных условиях плавающего обменного курса КСА пока не готово отказаться от долларовой привязки. Валютный аналитик Tokyo-Mitsubishi Ли Хардман тогда говорил:
«Привязка сохранилась во время предыдущих резких корректировок цен на нефть, и запасы валютных резервов Саудовской Аравии сохраняются на уровне $600 млрд. Спекулянты, ждущие девальвации риала в будущем году, останутся разочарованными. Тем не менее это довольно рискованные действия, которые могут повлечь за собой определенные последствия и оказать более широкое влияние на валютный рынок».
В свою очередь менеджер Eaton Bэнс Global Fixed Майкл Цирами заявил:
«В экономике Саудовской Аравии должно уже что-то произойти, будь то корректировка бюджета или ряд изменений в сфере денежной политики. Я в данном случае говорю о привязке валюты».
Этот эксперт считает, чтобы страна отказалась от привязки, должно случиться нечто абсолютно непредсказуемое - своего рода «черный лебедь».
«Возможно, это случится не сейчас, а в 2016 году. Если посмотреть на перспективу, нарастающее давление так или иначе вынудит пойти на такой шаг», - уверен Цирами.