О социальных выплатах и состоянии бюджета на грядущие три года, будущем росте доходов граждан РФ, вероятности увеличения НДФЛ поведал в программе "Мнение" Максим Топилин, глава Минтруда России.
- Появилась информация, что чиновники должны уведомлять о наличии собственных страниц в социальных сетях. У вас есть аккаунт в "Твиттере", в соцсетях вы представлены?
- Нет, я должен буду уведомить своего работодателя, свою кадровую службу, если бы у меня были страницы в социальных сетях. Такая норма отражена в действующем законе. Она была принята еще в весеннюю сессию депутатами предыдущего созыва. Сейчас готовится проект постановления правительства, он сейчас прорабатывается. Предполагается, что он будет работать со следующего года. До 1 апреля государственные и гражданские служащие должны будут в случае наличия таких инструментов, которыми они пользуются, должны будут кадровую служу свою уведомить.
- А это нужно расценивать как мотивацию не пользоваться все-таки или пользоваться пореже? Что вы сказали своим сотрудникам?
- Нет. Это просто такая, я считаю, что мягкая форма контроля, потому что государственная служба – это достаточно серьезная, серьезные структуры, серьезная ответственность. И вы же понимаете, что возникают иногда какие-то спорные ситуации, когда государственные и гражданские служащие позволяют себе различные вольности, будем говорить так, при общении в соцсетях. Поэтому мы не говорим о том, что это будет какая-то тотальная слежка или запрет или что-то еще, нет. Но при необходимости у соответствующих структур, у проверяющих органов будет возможность посмотреть, как велась переписка, соответствовало ли это тем требованиям государственной службы, которые предъявляются работодателем. Это нормальный сигнал для того, чтобы государственные и гражданские служащие понимали, что нужно себя вести с учетом необходимых ограничений, которые требует государственная и гражданская служба, и исполнение тех решений, которые принимают служащие и руководство, вышестоящее руководство. Важно соблюдать определенные рамки поведения.
- Но слово "пока" в вашем ответе наводит на размышление...
- Я еще раз подчеркиваю, что мы ни в коем случае не собираемся создавать репрессивные механизмы. Практика показывает, что такой инструмент и такая информация на всякий случай должна быть.
- Мировой опыт тоже указывает на то, что это необходимо?
- Никому это не запрещено, пожалуйста. Это можно делать, можно не делать. Я, честно говоря, этим не пользуюсь, потому что мне некогда.
- Трехлетний бюджет России называют социальным - и совершенно справедливо, потому что больше 30%в расходов связано с социальной политикой. С обязательствами перед пенсионерами, потому что дефицит пенсионного фонда тоже пополняется за счет бюджета. Какие обязательства вы считаете на сегодняшний день первостепенными? Видите ли вы выполнение этих обязательств, возможностей для дальнейшего развития? Потому что справедливо бюджет критикуют, во многом справедливо, что, когда мы столько тратим на социальные обязательства, мы ограничиваем развитие экономики?
- Это с какой стороны посмотреть. Если мы посмотрим на социальные обязательства как на возможность людей в том числе и покупать различные товары, - это же пособия, это пенсия.
- Стимулирование потребления получается, да?
- Стимулирование потребления, причем потребления именно внутреннего потребления, - это те товары, которые, в общем-то, люди покупают именно внутреннего производства, как правило. Трудно предположить, что, если речь не идет о каких-то элементарных небольших накоплениях, сбережениях, которые за счет средств из бюджета платятся, то, конечно, это только внутренний спрос. Это внутренние товары, которые производятся в РФ. Поэтому были приняты решения, что мы должны обязательно поддержать покупательную способность.
Мы отдаем себе отчет в том, что в прошлом году мы не доиндексировали, как должны были по закону, изначально пенсии по уровню инфляции. Было принято тогда очень тяжелое решение, что пенсия в прошлом году, в этом году, в 16-м году с 1 февраля пенсии были проиндексированы всего лишь на 4%. Поэтому принято решение о ежемесячной выплате пенсионерам в январе этого года по 5 тысяч рублей.
Буквально на днях президент подписал этот закон, сейчас мы готовимся, очень мало времени осталось, чтобы подготовиться, для того чтобы успеть вовремя в сроки осуществить эту выплату. Мы делали это заранее, мы знали, что будем делать в январе. Поэтому бюджет составлен таким образом, мы вернулись к индексации всех выплат по фактической инфляции. В правительстве обсуждали не один год переход на фактическую инфляцию, не только по пенсиям, но и по всем социальным выплатам, по всем детским пособиям, по всем ежемесячным денежным выплатам льготным категориям.
Раньше закон говорил о том, что все эти выплаты индексируются на прогнозную инфляцию. Например, мы раньше в прогнозе заложили инфляцию на уровне 7-8% и индексировали пособия, пенсии, пособия на эту величину. Пенсии всегда у нас по факту индексировались. В итоге инфляция была больше, как правило. И в итоге была некая недоиндексация.
Теперь бюджет правительством внесен в Государственную думу, уже принят в первом чтении. У меня нет никаких сомнений, что закон этот будет принят, закрепили единственную дату, одну дату, это 1 февраля. Почему 1 февраля? Потому что 15 января узнаем фактическую инфляцию, и ровно на этот индекс, как я уже сказал, пенсии, вес пособия детские, федеральные, это речь идет о федеральных выплатах, все льготные выплаты инвалидам, ветеранам и так далее, все они индексируются с 1 февраля в соответствии с тем индексом инфляции, который сложится, будет он 5,8-5,7%. Может быть, какую-то другую цифру будет составлять, вот на эту величину все будет проиндексировано. Такого раньше никогда не было.
Что мы обещали, мы сделали. У нас шли очень большие дебаты по этому поводу: можно на это перейти, как на это перейти, с каких сроков на это перейти и так далее. Но была поставлена точка.
- То есть у нас на сегодняшний день ожидаемая инфляция - 5,8%?
- Да, пока меньше 6%.
- Предположим, если инфляция вырастет до 7-8%, вы тогда проиндексируете по таким параметрам?
- Мы надеемся, что она будет до 6%. Но если она будет выше вдруг, то будет индексация - произойдет ровно на ту величину, которая оставит фактическая инфляция за 2016 год. И так каждый следующий год.
- Каких дополнительных расходов это может потребовать? Вы посчитали, у вас это где заложено?
- Да, это достаточно серьезные расходы. Около более 100 миллиардов рублей на это заложено по различным бюджетам, это и бюджет Пенсионного фонда, это и бюджет Фонда социального страхования, это и федеральный бюджет, то есть эти средства предусмотрены, безусловно, в полном объеме.
- Как вы относитесь к проблеме работающих пенсионеров? Как с ними поступать? Дискуссия продолжается не первый год. Все-таки нужно ли им индексировать пенсию? Даже была такая дискуссия, а нужно ли им вообще платить пенсию? Какую позицию сегодня занимает социальный блок правительства? К чему вы склоняетесь?
- Мы занимаем ту позицию, которую занимает правительство. У нас есть консолидированное решение.
- Есть сильная дискуссия всегда.
- Дискуссии есть, есть различные мнения депутатов. Сейчас депутатский корпус достаточно же серьезно поменялся, много депутатов, которые прошли в думу по одномандатным округам, у них есть и свое мнение. Мы сейчас вместе с депутатами Госдумы, вместе прежде всего с фракцией "Единая Россия", пытаемся все это объяснить, проводим подготовительную работу с теми, кто вновь избран в Государственную думу, чтобы они поняли, из чего мы исходим, какие резоны, как мы объясняем ту или иную позицию.
Что касается работающих, неработающих пенсионеров, такое решение было принято. Некоторые считали, что оно принято почему-то на один год. Вот мне иногда они вопросы задавали, а что в этом году точно так же будет? Это решение принято как базовая норма закона.
- Решение какое?
- О том, что пенсии индексируются только тем пенсионерам, которые не работают. Мы всегда говорили о том, что механизм, который заложен в закон, обеспечивает полную индексацию за прошлые периоды, когда человек закончил свою трудовую деятельность. Это не означает, что ему там обратно что-то заплатят, но, если, допустим, человек три года работал...
- После выхода на пенсию.
- Три года работал, он получает пенсию. Она ему не индексируется, он три года работает. За эти три года индекс фактической инфляции составит, допустим, там 6%, 4% и 4%. Уйдя с работы после трех лет, он получит индексацию: пенсию, с которой он начинал этот путь, умноженную на 6%, потом на 4% и на 4 %. То есть полную индексацию этих периодов он получит, когда уйдет с работы. То есть не назад индексацию, а пенсию, умноженную на три годовых индекса.
Мы считаем, это нормально, потому что, когда человек работает, все-таки у него есть другой источник существования кроме пенсии - заработная плата.
- Многие люди работают, потому что не могут прожить на пенсию.
Мы исходим из того, что пока есть достаточно серьезные финансовые ограничения, в том числе этот шаг, он достаточно правильный с точки зрения балансировки Пенсионного фонда. Посмотрим, может быть, когда-то эти решения будут пересмотрены. Есть другие предложения. Мы сами предлагали, допустим, ограничить каким-то образом пенсионные выплаты, если высокий доход - там, миллион рублей в год, тоже такая идея была.
- Отношение к высокому доходу у нас очень специфическое.
- Эти дискуссии продолжаются. Но пока мы не предполагаем менять конструкцию по работающим, не работающим.
- К чему сегодня подталкивает государство своих граждан пенсионного и предпенсионного возраста? К тому, чтобы они как можно дольше оставались на рабочих местах, чтобы они продолжали делиться опытом со своими молодыми коллегами, чтобы они продолжали обеспечивать? Или, наоборот, чтобы они не занимали место и уходили, получали свою проиндексированную пенсию?
- Мы предпринимаем все шаги для того, чтобы именно заинтересовать людей работать. Поэтому здесь не такая большая разница, индексация сейчас при низкой инфляции, но не должна создавать стимула, чтобы человек только из-за этого уходил с работы. Безусловно, есть какие-то пограничные зоны, где очень небольшая зарплата и очень небольшая пенсия, это может происходить где-то в серых секторах экономики. Сигналов и стимулов действующая система практически не дает. По крайней мере по статистике мы этого не видим.
- Доходы россиян и статистика бедности в России ухудшается каждый год в последние 2-3 года. Какими данными вы располагаете на сегодняшний день и какие прогнозы даете? Особенно удручили в этом смысле данные Росстата: за прошлый месяц доходы сократились на 6%, а в сентябре - всего на 1,5%. Получается очень большой разрыв за два месяца. С чем это связано?
- Надо сравнивать не месяц к месяцу, надо сравнивать нарастающий итог. В этом году январь-сентябрь, если мне память не изменяет, то это минус 5,3% совокупные доходы, 5,3% год к году. 9 месяцев этого года к 9 месяцам прошлого. Конечно, это не здорово. Это серьезная проблема. Повлияло то, что индексация пенсии в том числе была ниже, чем инфляция. Поэтому мы очень надеемся на то, что вот эти последние меры, которые предприняты, в том числе и 5-тысячная выплата, в том числе и переход на фактическую инфляцию, они уже нам позволят со следующего года этого не допускать. В следующем году индексационные механизмы заложены таким образом, что уже таких негативных изменений не должно быть.
Второй фактор, который это подтверждает, - зарплаты. Все-таки зарплаты, хоть я и сказал, что не совсем корректно сравнивать месяц к месяцу, но сентябрь к сентябрю прошлого года уже плюс 2,5%. Пошел рост, если брать 9 месяцев к 9 месяцам прошлого года, то уже 0,4%-й прирост заработной платы. В том году был провал. Почти у 10%. То есть понятно, что мы не можем говорить, что совокупности доходов с учетом прошлого года восстанавливаются, нет, конечно. Но тенденции несколько другие.
Впереди последние месяцы года - ноябрь уже заканчивается и декабрь. В декабре все время, несмотря на то что во всех отраслях непростая ситуация, но все равно выплаты определенные по итогам года будут.
Мы исходим из того, что заработная плата начала тренд роста. Причем реальная заработная плата. Доходы со следующего года у нас, я думаю, что в среднем начнут восстанавливаться.
- Когда произойдет восстановление к докризисному уровню?
- Здесь сложно сказать, когда это произойдет. В течение 2018-19 года это может произойти.
- Предложение поддержать малоимущих россиян за счет освобождения их от налога на доходы физических лиц. Насколько оно серьезно, насколько оно перспективно? Как вы к нему относитесь?
- Есть разные теории. Кто-то говорит, что нужно повышать ставку на сверхвысокие доходы, такие дискуссии постоянно ведутся. Есть в мире налоговые системы, когда часть заработной платы не облагается подоходным налогом. В подобных случаях надо считать выпадение из доходов бюджетов субъектов регионов. Правильнее оказывать помощь людям, у которых низкие доходы, или делать налоговый вычет. С точки зрения точности попадания в цель. Поддержать именно тех, кто получает невысокие доходы, вычет - более правильная конструкция, потому что вы точно видите доходы и точно человеку оказываете помощь. Вам не надо справки собирать, все это есть в бухгалтерии. Если не предполагать, что есть какие-то теневые доходы. То есть с точки зрения точности попадания и решения задачки борьбы с бедностью вычет, необложение подоходным налогом какой-то части дохода – минимальной зарплаты или прожиточного минимума.
- Или это касается людей с низкими доходами?
- Нет, по категории людей нельзя рассматривать. Потому что у вас сегодня низкий доход, завтра высокий доход и так далее. То есть вам придется все равно какую-то часть зарплаты освобождать от подоходного налога. Тоже возникают вопросы, это все или только те, кто с низкими доходами. Как это администрировать. Это достаточно сложно администрировать. Поэтому такие проработки идут. Тема присутствует, она есть. Никаких решений по этому поводу не принято. Взвешивать способы для решения этой проблемы.
- Необходимость такая есть реально освобождать?
- Правильнее было бы заниматься ростом заработных плат в бюджетном секторе, прежде всего повышать минимальный размер оплаты труда. Но это тоже стоит денег. Мы каждый раз должны понимать, на что у нас есть ресурс, на что у нас не хватает ресурсов.
Допустим на 2018 и 19 год мы полностью заложили в бюджет расходы на исполнение указов, которые должны быть выполнены по врачам, учителям, другим работникам бюджетной сферы - 597-й указ, на основании которого мы должны выйти по каким-то по категориям на 200% роста. По другим - на 100%. Ресурсы предусмотрены из федерального бюджета.
Достаточно серьезные ресурсы и в федеральном бюджете. Это почти 50 миллиардов рублей только на следующий год, для того чтобы двигаться по этим линейкам. В бюджетах субъектов это требует очень серьезных расходов, потому что очень большая часть таких работников финансируется из бюджетов субъектов. Правильнее действовать с точки зрения повышения заработных плат. Мы должны всегда понимать не только бюджетное ограничение, но и то, что заработная плата и рост производительности труда должны всегда сбалансированы.
- Какова статистика по росту производительности труда, какова тенденция?
- Это тема наших коллег из министерства экономического развития. Мне кажется, что соотношения соблюдаем. Конечно, повысить производительность труда в 1,5 раза, как было предусмотрено, не получается по объективным причинам.
- Но, тем не менее, выполнить майские указы по социальным задачам, которые были поставлены президентом?
- По социальным задачам у меня нет сомнения, что указы президента будут выполнены в полном объеме, здесь никаких вопросов.
- Но и возвращаясь все-таки к теме сокращения НДФЛ или изменения НДФЛ для определенной категории или для определенной части дохода, здесь еще нет ни механизмов, не просчитанных последствий?
- Нет, идет поиск. В любой новелле всегда очень длительный поиск, различное взвешивание тех или иных факторов, потому что все очень взаимосвязано.
- В первую очередь возникает вопрос, что начнется, если где-то сократят налоги, то в другом месте их повысят и начнется уход в серую зону?
- Естественно.
- Людей со средними заработками. Среднего класса.
- Но сами понимаете, когда говорят о том, что нужен прогрессивный подоходный налог, с какой планки? Например, со 100 тысяч рублей в год, в месяц, или 5 миллионов в год, или 2 миллиона в год, или 1 миллион рублей в год. Достаточно сложно все посчитать, могут быть такие факторы, как уход в тень и так далее. Стоит отметить, что потенциал налоговой службы начиная с начала 2000 годов значительно возрос. Сейчас налоговая инспекция, налоговая служба обладают гораздо большим потенциалом и гораздо большими знаниями о наших с вами доходах.
- Да.
- Нежели чем это было в 2000 годы.
- Глава ФНС отчитался вчера, да.
- Это правда - налоговые службы и Пенсионный фонд, и все структуры, которые обладают данными о имуществе, о уплаченных налогах, об уплаченных страховых взносах, они сейчас достаточно полной информацией обладают о гражданах.
- Насколько полной? Немного времени остается. Тем не менее расскажите о том, как идут поиски баланса между работающими и неработающими гражданами России? Так называемый закон о тунеядстве, который мог появиться, пока не появился. Такой механизм воздействия связан с системой ОМС неработающих россиян?
- Глава правительства Дмитрий Медведев говорил, неправильно совершенно прилепили вот это название "налог на тунеядство". Ни о каком налоге на тунеядство речи нет, и ничего такого не прорабатывается.
Мы, к сожалению, не можем пока решить, несмотря на то что я сказал, у нас в разных органах существует масса информации о гражданах с точки зрения имущества, уплаченных налогов, взносов и так далее. Но совместить эти системы мы пока еще не смогли.
Принято решение о создании реестра населения. Такой реестр создается, был подписан соответствующий указ. Пенсионный фонд сейчас обладает всеми данными о персонифицированном учете. Фактически мы знаем, за кого платятся взносы, за кого не платятся взносы.
Идея заключалась в том, и есть тема фонда ОМС, где регионы очень справедливо, на мой взгляд, ставят вопрос о том, что они, как им кажется, очень сильно переплачивают за то самое неработающее население, за которое они вынуждены платить в силу закона. Что такое неработающее население в силу этого закона, по которому регионы платя в ОМС? Это и дети, это и пенсионеры, это и те, кто в трудоспособном возрасте, но за кого мы не видим сигнала из Пенсионного фонда, что за него взносы поступают.
- В том числе и самозанятые. Просто они не платят налог.
- В том числе и самозанятые, в том числе. И вот таких людей от 15 миллионов.
- Когда будет по ним принято решение?
- В трудоспособном возрасте. Я сейчас вам не скажу, когда по ним будет принято решение. Я могу сказать, какие вещи в этом направлении мы сейчас уже предприняли.
- Какие?
- Я надеюсь, что 1 января следующего года дума, я надеюсь, примет этот закон, уже примет в первом чтении этот закон, мы сможем, обеспечивая всю конфиденциальность данных, передавать данные о персонифицированном учете, о доходах и о взносах органам исполнительной власти субъектов РФ, чтобы они могли на основе этого правильно считать работающее и неработающее население.
Мы этим законопроектом, сейчас мы готовим к нему поправки, предоставим право субъектам для того, чтобы определять критерии нуждаемости. Брать данные в налоговой службе об уплаченных налогах, об имуществе, об автомобилях и так далее. Это будет право субъекта. Я все время говорю, что мы пытаемся выстроить свои базы и знания о доходах и расходах, выстраивать, для того чтобы в регионах, в том числе и на федеральном уровне, мы могли определить, мы правильно оказываем там различные виды помощи, различные пособия, насколько это сопоставимо. Нет ли здесь какого-то перебора с точки зрения того, что у людей достаточно большое количество имущества. Но мы же не видим это на основе справок, которые люди зачастую несут.
Поэтому сейчас мы говорим, что все, кто добропорядочно работает и за кого уплачиваются взносы, кто платят налоги, от этого никак не пострадают, и они могут совершенно спокойно заниматься своим делом. Граждан, у которых возникают нестыковки по взносам, расходам и имуществу, мы постепенно будем вычислять.