Варшава не намерена продлевать контракт с «Газпромом» на поставку российского газа после 2022 года и советует всем странам ЕС поступить так же. Об этом заявил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. По его мнению, только таким образом можно обеспечить энергобезопасность Европы. При этом опрошенные RT эксперты отмечают, что польские власти выдают желаемое за действительное — полный отказ от услуг «Газпрома» слишком дорого обойдётся госбюджету. Однако в Варшаве могут прибегнуть к используемой Киевом технологии реверсивных поставок и покупать тот же российский газ, например, у Германии. RT выяснял, есть ли у польского руководства «дорожная карта» в газовом вопросе.
В поисках альтерантивы«Мы хотим завершить в 2022 году российский контракт», — заявил в пятницу в интервью польскому радиоканалу министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.
Польский дипломат имеет в виду договор с «Газпромом» на поставку природного газа. Контракт заканчивается в 2022 году, и как периодически сообщают представители польского руководства, Варшава не намерена его продлевать.
По словам польских чиновников, заменить российский газ планируется сжиженным природным газом, например из Катара и США, а также газом, который добывают на шельфе Северного моря, в частности в Нидерландах и Норвегии. Так, Польша ведёт переговоры о строительстве Балтийского газопровода, который пройдёт через Данию и даст возможность перекачивать в страну голубое топливо из Норвегии. Однако всё это пока лишь планы.
Как отметил в интервью RT аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов, заменить российский газ европейским вряд ли получится. Для этого нужно увеличить добычу на североморском шельфе, но ни Норвегия, ни Нидерланды на это физически не способны.
«Норвегия сейчас вышла на плато и не может просто наращивать объёмы добычи газа, — отметил в беседе с RT эксперт. — А Нидерланды вообще сократили добычу».
Так что остаётся надеяться на сжиженный газ. Сейчас в Польше работает один СПГ — терминал в Свиноуйсьце на побережье Балтийского моря. Он может принимать 5 млрд куб. м газа в год, а потребляет Польша около 15 млрд куб. м. В апреле 2017 года польские власти объявили, что расширят его мощность до 7,5 млрд куб. м, но и это не покроет потребностей страны. С учётом политики ЕС по снижению потребления каменного угля, до сих пор используемого в большинстве ТЭС Польши, потребности в газе только будут расти.
Выход поляки видят в проекте газового коридора «Север — Юг». Он должен объединить СПГ-терминал в Свиноуйсьце и строящийся терминал близ хорватского острова Крк в Адриатике. Его запуск планируется в 2019—2020 годах, а регазификационная мощность составит 10 млрд куб. м в год. Правда, пока терминал не построен, а сеть трубопроводов, которые объединят Балтику и Адриатику находится в зачаточной стадии.
«Мы побуждаем другие государства, например Хорватию, чтобы она тоже построила газовый терминал в Адриатике, который мог бы обеспечить ту часть Европы газом из других государств мира», — подчеркнул Ващиковский, выступая на польском радио.
Вопрос цены
Есть и ещё одна проблема, связанная со сжиженным газом, особенно американским, — он заметно дороже российского. Именно поэтому, как подчеркнул Фролов, хотя существующие европейские СПГ-терминалы могут принимать до 230 млрд куб. м газа в год, реально их мощности задействованы на 20—25%, и они принимают 50—55 млрд куб. м.
Признаёт это и само руководство Польши. Именно по причине дороговизны американского топлива, как заявил в августе 2017 года Ващиковский, Польша до сих пор не заключила контракты на поставку газа из США.
«Мы будем, мы хотим, мы намерены импортировать газ из Соединённых Штатов с тем условием, что цена будет конкурентоспособна (по сравнению. — RT) с той, что есть на газ от других поставщиков. Пока газ из США значительно дороже», — уточнил глава польского МИД.
Сейчас у Польши действует лишь договор о поставке сжиженного газа из Катара по цене более чем в два раза выше, чем на российский газ. Договор на поставку топлива объёмом 2,5 млрд куб. м в год был подписан на 20 лет в 2009 году. В марте 2017-го Доха согласилась увеличить вдвое объёмы поставляемого Польше газа — до 3 млрд куб. м в год, но это также не сможет заместить российские поставки.
«Польша хочет занять позиции главного союзника США в регионе и главного проводника американской экспансии сжиженного природного газа в Европе», — объяснил в беседе с RT подоплёку польских заявлений по поводу российского газа политолог Александр Асафов.
Таким образом поляки хотели бы потеснить с позиции главного европейского газового хаба Германию, которая использует в этих целях «Северный поток — 1» и лоббирует «Северный поток — 2». 16 ноября 2017 года бывший премьер Польши, а ныне председатель Европейского совета Дональд Туск призвал страны ЕС принять предложенные Европейской комиссией поправки к энергетическому законодательству ЕС, которые бы позволили ЕК участвовать в переговорах по «Северному потоку — 2», тем самым затруднив реализацию проекта.
«Главная проблема, которую они должны решить с американцами, — это цена, но США пока как раз ничего не говорят по поводу снижения цены», — отметил эксперт.
По его словам, это свидетельствует о том, что Вашингтон будет использовать меры политического давления, чтобы навязать свой газ Варшаве и Европе в целом.
Наполеоновские планыЗаявления о скором отказе от российского газа — не новое явление в польской политике. В 2015 году, когда открывали СПГ-терминал в Свиноуйсьце, премьер-министр Польши Эва Копач даже утверждала, что в 2016 году Польша будет «на 100% независима от поставок газа с востока». Однако потреблять российский газ поляки продолжили. Ещё раньше, в 2011 году, когда в Польше обнаружили сланцевый газ, тогдашний премьер-министр Анджей Дуда заявлял, что вскоре Польша будет обеспечивать газом всю Европу и ставить условия России.
«Через много лет газовой зависимости от нашего большого соседа могу без преувеличения сказать, что среднее поколение поляков доживет до того времени, когда мы, а не другие будем диктовать условия для тех, кто нам поставляет теперь голубое топливо», — утверждал тогда Дуда.
Однако к 2015 году стало ясно, что ни одна западная компания не намерена добывать сланцевый газ в Польше. От подобных планов отказались Exxon, Chevron, Royal Dutch Shell и Cuadrilla Resources. Главная причина — падение мировых цен на углеводороды и залегание сланцевого газа в Польше на большой глубине.
В апреле вице-премьер страны, министр развития и финансов Матеуш Моравецкий во время визита в США заявил, что Польша может вернуться к вопросу о добыче сланцевого газа на своей территории.
«Это абсолютно популистское заявление, не имеющее под собой никакой основы», — отметил Асафов.
По его словам, разработка сланцевого газа потребует колоссальных вложений, которых не может себе позволить ни Польша, ни частные инвесторы, в том числе из Соединённых Штатов.
«По степени адекватности это заявление сравнимо с планами украинского руководства совместно с Канадой осваивать Луну», — подчеркнул эксперт.
Обходные манёврыХотя Польша намеревается отказаться от продления контракта с «Газпромом», это не значит, что в 2022 году через трубопроводы, проходящие по территории страны, перестанет перекачиваться российский газ. Существует ещё транзитный контракт на поставку газа через трубопровод «Ямал — Европа». Он автоматически продлевается, если ни одна из сторон до 2019 года не заявит о желании пересмотреть сделку.
Польша не выступает против его продления. Более того, она обвиняет «Газпром» в попытках рассматривать два контракта вместе и таким образом принудить Варшаву покупать российский газ под угрозой срыва поставок в Германию. Сами же поляки хотят сохранить транзит.
По мнению экспертов, объясняется это тем, что Польша, отказавшись от продления долгосрочного контракта с «Газпромом», может пойти по пути Украины, то есть или заключать краткосрочные контракты с российской компанией, или прибегнуть к используемой Киевом технологии реверсивных поставок. Тогда Польша будет покупать тот же российский газ, но, например, у Германии.
«Такой вариант возможен, — считает Асафов. — Несмотря на политические заявления, Польше где-то нужно брать газ».
По мнению эксперта, с одной стороны, Варшава должна показать, что активно проводит интересы США, в том числе в газовой сфере, а с другой — что, пока она не получит газ из Соединённых Штатов по более или менее приемлемой цене, ей придётся закупать российское голубое топливо.
Чтобы при всём этом сохранить лицо, придётся проявить изобретательность, в том числе попробовать заключить краткосрочный контракт или попытаться сбить цену. Ещё в августе 2017 года Ващиковский заявлял, что Польша «может продолжить покупать газ у России, но по более низкой цене».
Не исключена и возможность того, что срок по контракту будет сдвинут. Так, глава газового регулятора Польши URE Мачей Бандо в мае этого года утверждал, что такое возможно, если возникнут сложности с реализацией проекта Балтийского газопровода. Наконец, как отмечает Асафов, в 2019 году в Польше пройдут парламентские выборы, и правящая партия «Право и справедливость» может потерпеть поражение. Тогда решать, продлевать ли контракт с «Газпромом» и на каких условиях, будут совсем другие люди.