Президент США Дональд Трамп установил пошлины на продукцию из Китая на сумму 50 млрд долларов. Решение было принято по итогам заседания с участием советников по национальной безопасности и представителей Минфина и Минторга, пишет The Wall Street Journal.
Пошлины должны составить 25% от таможенной стоимости. Дата начала их действия и список товаров должны быть опубликованы сегодня. Дональд Трамп предупредил о желании ввести эти пошлины два месяца назад, и Китай уже обещал дать на них зеркальный ответ.
Решение принято, несмотря на достигнутые в конце мая договоренности о прекращении торговой войны. Тогда Китай согласился увеличить закупки американского продовольствия и энергетического оборудования. Однако, как говорят источники американского издания, Пекин сохраняет давление на американские компании с требованием передавать технологии своим производителям при переносе производства в Китай.
Россия имеет шанс использовать появившиеся в результате китайско-американской торговой войны возможности, но сделать это будет очень непросто, считают опрошенные Федеральным агентством новостей российские экономисты.
У нашей страны появляется даже два «окна возможностей», полагает научный руководитель в Институте экономики РАН Руслан Гринберг. Первое из них лишь слегка приоткрыто.
«Если говорить о наращивании поставок российской продукции в Китай или США, то здесь у нас нет особых шансов стать бенефициарами этой торговой войны. Проблема заключается в том, что обе конфликтующие страны предпринимают попытки сократить поставки импортных товаров на внутренний рынок. Даже если бы у нас были адекватные и конкурентоспособные товары, то нас вряд ли ждали бы с распростертыми объятиями», — уверен Руслан Гринберг.
Под ограничительные меры подпадает в основном продукция обрабатывающей промышленности, а российские производители здесь недостаточно конкурентоспособны как на мировом рынке в целом, так и на американском и китайском в частности, соглашается с коллегой заведующий сектором проблем структурной политики и конкурентоспособности Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова (ИМЭМО РАН) Владимир Варнавский.
«Годовой объем торговли между США и Китаем составляет порядка 600 млрд долларов, в то время как между США и Россией — только 20 млрд долларов. Поэтому, скорее всего, американцы и китайцы будут искать замену выбывающих торговых поставщиков в странах Южной — Вьетнам, Индия — и Юго-Восточной Азии», — отмечает Владимир Варнавский.
Но шанс есть даже несмотря на американские санкции, действующие против ряда российских компаний и граждан.
«Мы сможем увеличить свой экспорт, например, высокотехнологичных товаров и новых материалов. Но для этого нужна серьезная работа бизнеса и поддержка государства», — утверждает Владимир Варнавский.
Второе «окно возможностей» для России распахнуто гораздо шире.
«Рынок сбыта попавших в торговую войну американских и китайских товаров сократится, а значит, покупателям во всем мире будет проще добиться от поставщиков снижения цен. У нас возникают шансы удешевить поставки этих товаров. В первую очередь китайских, потому что их мы импортируем больше», — говорит Руслан Гринберг.
Точно оценить появившиеся у России шансы нажиться на торговом конфликте США и Китая можно будет после обнародования обеими странами списков подпадающих под ограничения товаров, добавил Владимир Варнавский.