Президент РФ Владимир Путин сообщил, что конкуренция на глобальном энергетическом рынке существенно обострилась в последние годы, а потому РФ нужно выходить на новые рынки и оставаться на них, диверсифицировав маршруты поставок.
«Отмечу, что за последние годы конкуренция на глобальном энергетическом рынке заметно обострилась. Поэтому крайне важно эффективно использовать наши конкурентные преимущества и диверсифицировать маршруты поставок, выходить и закрепляться на новых рынках», — сказал Владимир Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса, которое глава государства провел в понедельник в Кемерово.
По мнению Игоря Юшкова, ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, говоря о возросшей конкуренции на мировом энергорынке, президент в первую очередь имел в виду американскую политику навязывания всему миру их сжиженного природного газа (СПГ).
«Сегодня на мировом рынке довольно много производителей СПГ. Говоря об обострении конкуренции, президент в первую очередь имел в виду США, которые благодаря сланцевой революции превратились из импортеров газа в экспортеров и ведут очень жесткую конкуренцию с применением политических инструментов», — заметил в комментарии Федеральному агентству новостей Игорь Юшков.
Он отметил, что американцы вводят против России санкции, пытаясь выбить ее из рядов поставщиков углеводородов на глобальный рынок.
«В частности, США ввели санкции против Южно-Киринского месторождения на Сахалине для того, чтобы России было сложнее нарастить производство СПГ и выйти на новые рынки», — объяснил эксперт.
Игорь Юшков напомнил также, что Вашингтон давит на другие страны, заставляя их покупать свой СПГ. Так было, например, с Польшей, Литвой, подталкивают к этому и Украину. При этом странам в силу зависимости от Штатов тяжело от него отказываться, хотя американский газ намного дороже катарского и тем более российского.
По словам эксперта, новые рынки сбыта российского природного газа, о которых говорил Владимир Путин, — это азиатский, а прежде всего — китайский, на котором американское политическое давление не может возыметь ожидаемого Вашингтоном эффекта.
«Мы видим, что китайский ответ на давление — зеркальный. И поэтому идет настоящая торговая война между США и КНР. Сейчас Китай вводит 25-процентную импортную пошлину на американский СПГ. И такая торговая война между Вашингтоном и Пекином очень на руку Москве, мечтающей существенно увеличить поставки российского газа в Поднебесную», — сказал Игорь Юшков.
В настоящее время Россия поставляет на китайский рынок существенный объем нефти, а вот газ — в довольно скромных объемах. При этом Китай активно наращивает потребление и импорт СПГ, постепенно переходя с угля на другие источники энергии. Россия мечтает выйти на этот огромный рынок, испытывающий дефицит газа, а, следовательно, готовый его приобретать по высокой цене.
«Нам очень важно закрепиться в Китае. И этим мы уже занимаемся без каких-либо политических приемов. С конца 2019 года мы начнем поставки по газопроводу «Сила Сибири», будем наращивать поставки СПГ, также идут переговоры о строительстве второго газопровода в Китай либо с Дальнего Востока, либо из Западной Сибири. Но эти переговоры ведутся много лет: китайцы очень сильно давили по цене, а Россия на китайские условия не соглашалась. Сейчас Китай испытывает существенный дефицит газа, поэтому мы вернулись к переговорам, и вполне возможно, что стороны найдут компромисс, особенно по проекту «Сила Сибири — 2», — считает Игорь Юшков.
Он добавил, что Китай, скорее всего, купит долю в новом российском проекте на Гыданском полуострове «Арктик СПГ».
«Китаю выгодно сотрудничать по газу с Россией, и Россия такую возможность не упустит», — заключил эксперт.