Дедолларизация по Костину: РФ играет за Трампа против «глубинного государства» в Америке

Опубликовано 20 сентябрь 2018.

Получивший серьезный резонанс в отечественном медиапространстве «план Костина» по отказу РФ от американского доллара, который глава ВТБ озвучил на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке, как известно, включает в себя 4 главных пункта:

— ускоренный переход в расчетах с иностранными государствами по экспортно-импортным операциям на другие валюты (включая евро, юань и рубль);
— перевод регистрации крупнейших российских холдингов в юрисдикцию РФ;
— создание российских депозитария и площадок для размещения еврооблигаций;
— лицензирование всех участников российского фондового рынка.

Поскольку Андрей Костин заявляет о необходимости и возможности дедолларизации российской и мировой экономики ровно с тех пор, как США включили ВТБ в свои санкционные списки, кому-то его активность в этом направлении может напомнить известный эпизод из мультфильма «Футурама», но на самом деле все предельно серьезно.

И антироссийские санкции, и торговые войны, и вся политика нынешней администрации Дональда Трампа объективно разрушают современную структуру глобальной экономики, которую можно назвать «империей доллара». И на вопрос, нужна ли такая глобальная валюта, как нынешний доллар, без глобальной экономики, ответ может быть только отрицательным.

Поэтому об отказе от доллара сегодня говорит не только Костин — об этом говорят председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, председатель КНР Си Цзиньпин, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард и многие другие политические лидеры, крупные финансисты и бизнесмены.

«Это пока начало пути, но фиксируется достаточно последовательный и твердый настрой многих стран как в Европе, так и на Востоке, на Ближнем Востоке и так далее, чтобы постепенно минимизировать доллары во взаимном обороте», — правильно заметил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Но в данной теме есть несколько смысловых пространств, которые так же неохотно взаимодействуют между собой, как вода и масло, налитые в один стакан.

Три врага «империи доллара»

Первое из таких смысловых пространств является своего рода апелляцией к тем политическим силам, которые традиционно возглавляли Соединенные Штаты Америки и весь процесс мировой глобализации, а сейчас оказались в положении «глубинного государства». И которые теперь умоляют: сделайте уже что-нибудь с этим вашим Трампом, восстановите статус-кво — иначе все вот-вот полетит вверх тормашками, включая статус американской валюты и ее эмиссионного центра, Федеральной резервной системы США. То есть в данном случае заявленный отказ от доллара является не столько целью, сколько средством давления на Deep State, бьет по врагам Трампа в США и активизирует их конфликт с трампистами.

Второе из таких смысловых пространств связано с попытками сохранить глобальную экономику как единую систему, но «без Америки и американского доллара». О том, насколько это реально, можно судить по реакции мировых «элит» на сделанное в ходе Давоса-2017 предложение Си Цзиньпина заменить США Китаем в качестве лидера глобальной рыночной экономики — его просто не приняли всерьез.

То же самое произошло с предложением на эту роль Евросоюза (читай — Германии во главе с Ангелой Меркель). Поскольку, помимо соответствующего собственно экономического веса, для этого нужны еще вес финансовый, вес военно-политический и вес информационный. Что сегодня и в случае КНР, и в случае ЕС категорически отсутствует.

Наконец, третье из таких смысловых пространств заключается в попытке создания локальных, от национальных до межгосударственных, бездолларовых зон внутри мировой экономики, самой масштабной и перспективной из которых стала концепция «большого экономического кольца Северо-Восточной Азии» (БЭК СВА), которую озвучил на том же Восточном экономическом форуме во Владивостоке председатель КНР.

Война план покажет

Если рассматривать «план Костина» с позиций его принадлежности к данным смысловым пространствам, то он явно зависает где-то между вторым и третьим из них, поближе ко второму, поскольку предлагает, по сути, сохранение нынешнего российского «функционала» внутри глобальной экономики, только с переходом в бездолларовый вариант. Его можно представить и в качестве расширения проекта БЭК СВА на Европу, однако тогда этот проект охватит больше половины мировой экономики и тем самым превратится из очень большого, но все-таки «локального», в безусловно «глобальный» суперпроект.

Надо понимать, что в современных условиях дедолларизация национальных экономик и мировой торговли — не самоцель. В противном случае рецепт, не имеющий ничего общего с «планом Костина», известен и многократно проверен: государственная монополия внешней торговли, ограничение валютных транзакций и другие протекционистские меры.

На самом деле, дедолларизация — это целый комплекс мер для минимизации текущих и перспективных убытков, связанных с развитием системного финансово-экономического кризиса, выход на «пик» которого подавляющее большинство экспертов прогнозирует в интервале от нескольких недель до начала 2020 года.

Отсюда следует, что «война план покажет», — и этот, «настоящий» план с «планом Костина», продуктом относительно мирного времени, вряд ли будет иметь что-то общее.

Другие новости экономики

Все новости экономики
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости