Невзирая на голод и бомбежки, жители блокадного Ленинграда продолжали работать на заводах и фабриках. Столетняя блокадница и ветеран войны Зинаида Артемьева рассказала НТВ о том, как развозила хлеб в блокадном городе и работала диспетчером на Дороге жизни.
Годовщина Ленинградской победы, как называют день полного снятия фашисткой осады, у Зинаиды Георгиевны — личный юбилей. Ей на этой неделе исполнилось 100 лет. Но говорить приходится о самом страшном, что случилось на ее веку, — блокаде. Каждое утро она, работница автобазы, шла на дежурство по улице, на которой находился морг. В первую же зиму моргом стала вся улица.
Зинаида Артемьева, ветеран Великой Отечественной войны: «Это было ужасно. Я иду, ветер, снег, метель, а я иду и натыкаюсь. Как нарочно мне их подставляют. Это были ленинградцы. Умерших вывозили на санках, некоторых — на фанерах, но многие не довозили до морга».
Среди блокадников в живых сейчас в основном дети войны. А Зинаиде Георгиевне было тогда 22 года, поэтому в ее памяти — детали, цифры. Она служила в особой автобазе, которая развозила хлеб по осажденному городу. Важнейшая миссия, во время которой нужно было держаться и телом, и духом. Голод мучал, а в кузове — хлеб, но груз нужно было доставить на предприятия, в магазины, к очередям.
Зинаида Артемьева: «Это страшно. Это тени стояли плача. У меня слезы текут, я не могу нормально вспомнить это».
На второй год войны она оказалась на Дороге жизни — трассе, которую проложили по льду Ладожского озера и по которой в город удавалось доставить продовольствие. Служила диспетчером в автотранспортном батальоне, снова и снова готовя отчеты о том, сколько ушло полуторок на линию и сколько не вернулось.
Зинаида Артемьева: «Стреляли, обстреливали, тонули».
Сама себя Зинаида Георгиевна называет не героем, а рабочим войны. Сейчас находит в себе силы встречаться со школьниками и делиться воспоминаниями. Но детям все не расскажешь.