Федеральное министерство труда и соцзащиты инициировало оригинальную задумку. На общественное обсуждение вынесен законопроект, предлагающий простимулировать чиновников стучать на своих коллег-коррупционеров, получая взамен гарантии денежного вознаграждения и неувольнения со службы минимум в течение трех лет, а также полной конфиденциальности и даже, если потребуется, бесплатной юридической помощи. Перспективы нетривиальной инициативы антикоррупционеров от Минтруда оценили эксперты.
Как уточняют в Министерстве труда и социальной защиты населения, законопроект разрабатывался ведомством не один год в рамках национального плана противодействия коррупции. Его цель - с одной стороны, заинтересовать чиновников информировать «компетентные органы» о покушениях на взятки со стороны своих же коллег выплатами им от 5 до 15% от суммы предотвращенного ущерба. С другой, защитить информаторов, введя запрет на их увольнение с работы в течение 3 лет, а кроме того - гарантиями полной конфиденциальности и предоставления юридической помощи.
Не забыты и моральные поощрения: имена стукачей предлагается вносить в книгу почета с выдачей специального свидетельства или благодарственного письма.
- А также холодильника «Розен-леф» и бесплатной путевки в Сибирь,- в шутку дополнил картину цитатой из всенародно любимого фильма известный адвокат Дмитрий Аграновский.
Впрочем, если говорить серьезно, то технических сложностей с введением новой нормы юрист не видит:
- Аналогичный опыт у нас уже есть — например, в налоговой сфере, где человек, сообщивший о неуплате налогов, по закону имеет право на вознаграждение в виде определенного процента от неуплаченной суммы. Существует подобная практика борьбы с коррупцией и в некоторых зарубежных странах. Нет у нас технических проблем и с конфиденциальностью информации. К примеру, информаторы в криминальной среде, с которыми работают сотрудники МВД или ФСБ, защищены законом до такой степени, что их имена не разглашаются даже в судах.
Проблема, подчеркнул он в беседе с «МК», кроется в другом:
- Культура доносительства в разных странах разная. Но вот в России, как это ни странно, ее нет совсем: ну не любим мы этого! Кроме того, монополией как на применение насилия, так и на ведение оперативно-розыскной работы, у нас обладает государство. Между тем, в случае принятия такого закона в этот процесс активно вовлекутся частные лица. Но ведь одно дело, когда за нами шпионят спецслужбы - лезут в ваш кошелек или под ваше одеяло. Мы с этим миримся, потому что в конце концов, это их работа. И совсем другое дело, если это будут делать частные лица. А кто сказал, что все их доносы будут оправданными? В этом вале будет очень сложно разобраться - тем более, что негативные примеры у нас уже есть. Юристы знают, что, скажем, в рамках сделки с правосудием заключенные сплошь и рядом стали давать показания не имеющие с действительностью ничего общего. И здесь, наверняка, будет то же самое.
- С моей точки рения,- подытожил эксперт,- работы спецслужб в деле борьбы с коррупцией вполне достаточно. И делают свое дело они в целом неплохо. Если же принять данный закон, то желающих стать информаторами в масштабах страны, может быть, окажется и немного, но в то же время вполне достаточно, чтобы создать крайне негативную обстановку в рабочих коллективах. Мы живем в рыночных реалиях уже 27 лет и усвоили, что «деньги не пахнут». Так что нам данная инициатива не нужна и не соответствует нашим традициям, а ее негативные издержки заметно перевесят позитивный эффект.