В РФ ученые научились стирать воспоминания

Опубликовано 19 декабрь 2017.
 Механизм воздействия эмоций на "молекулу запоминания" поможет людям избавляться от той информации из прошлого, которая не дает спокойно жить.

Специалисты Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН выяснили, почему люди запоминают или забывают ту или иную информацию. Соответствующая статья опубликована в журнале Frontiers in Integrative Neuroscience.

Оказалось, что мозг хранит информацию, из которой в дальнейшем складываются воспоминания, всего 48 часов. Именно столько живут белковые молекулы, которые являются носителями приобретённых данных. А для долговременного запоминания важна молекула белка под названием протеинкиназа М-зета. От неё зависит, останется определённая информация в нашей памяти или нет. А управляют этой молекулой человеческие эмоции, выяснили учёные.

Так, специалисты уловили связь между механизмом запоминания и работой центра удовольствия мозга. То есть гормоны воздействуют на "информационные ячейки" в белковых молекулах и таким образом "поощряют" запись информации в память. Проверить закономерность было решено на виноградных улитках — животных с очень просто устроенной нервной системой, — а также на крысах, чей мозг устроен намного сложнее.

В процессе опытов стало понятно, что животные намного лучше запоминают опасные или неприятные стимулы, если во время извлечения из памяти конкретного события система "вознаграждения" в мозге активируется более трёх раз.

Если центр удовольствия мозга "молчит", то вызвать воспоминание значительно сложнее.

Таким образом, по словам учёных, если на время "отключить" гормональную составляющую, то молекула М-зета сотрётся вместе с воспоминаниями.

Это открытие в области регуляции памяти открывает обширные перспективы для дальнейших исследований, в том числе в области психотерапии. Например, это может стать первым шагом к тому, чтобы научиться стирать воспоминания о трагических или неприятных событиях у пациентов, которым они мешают жить.