Каждый молочный продукт будет иметь уникальный код. Таким образом удастся проследить весь путь товара от изготовителя до прилавка. Модель осуществления маркировки молочной продукции уже находится на рассмотрении в правительстве. Идею поддерживают профильные министерства и бизнес. Впрочем, несмотря на все очевидные плюсы маркировки, есть риск, что за гарантию качества придётся платить потребителю. Цены могут вырасти на 15–20%, а в некоторых категориях и до 40%.
Молочный фальсификат — одна из самых острых проблем на продуктовом рынке. Сообщения о том, что Россельхознадзор обнаружил очередную партию некачественного творога или масла, поступают практически каждый день. Профильные министерства давно думают о необходимости ужесточения контроля за производством и продажей молочной продукции. По данным Лайфа, сейчас в правительстве рассматривается проект маркировки всей молочной продукции средствами идентификации в Российской Федерации.
В документе поясняется, что каждому товару будет присвоен собственный уникальный код. Он будет заноситься в специальную информационную систему. Соответственно, можно будет автоматически отслеживать, как товар движется от производителя к покупателю.
Система маркировки молочной продукции разрабатывается в рамках создания единой системы маркировки товаров, которую ранее разработали Минпромторг совместно с "Ростехом". В правительстве сейчас идёт обсуждение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, и их окончательный список пока не утверждён. Ранее сообщалось, что в расширенный список товаров для обязательной маркировки входят чай, кофе, соки, рис, макароны и детское питание.
Правда, возникает невольный вопрос. Любая маркировка приводит к повышению затрат производителя. Не придётся ли оплачивать эти расходы потребителю? Похоже, придётся.
Дело в том, что производители должны будут оснастить производство дополнительным оборудованием. Внедрение системы для одной товарной категории в масштабах всей страны (включая ПО и оборудование на производстве) должно обходиться не дороже трёх млрд рублей. Об этом ещё в начале 2018 года говорили в ООО "Оператор ЦРПТ" (оператор системы маркировки товаров — дочернее предприятие Центра развития перспективных технологий, принадлежащего структурам "Ростеха" и компании "Новые решения").
— Эту оценку можно будет дать после того, как государство определит итоговую концепцию всей единой системы. ЦРПТ считает, что внедрение маркировки должно начинаться с пилотных проектов в каждой категории, чтобы определить формат внедрения, учитывающий особенности группы, требующий минимальных дополнительных инвестиций и не нарушающий операционных процессов бизнеса. В эксперименте по маркировке табака затраты производителей были минимальные. Они используют уже установленную на производстве технику для нанесения кодов Data Matrix, — прокомментировал Лайфу представитель оператора.
По его словам, основу дохода ЦРПТ составит плата за эмитирование и прослеживание кода маркировки в системе. Её однократно вносит производитель или импортёр. Плата идёт за единицу кода при его генерации для товара. Размер оплаты должен определяться государством. Он может составить около 0,5 рубля для товара.
Как предполагают авторы проекта маркировки, оплачивать маркировку будет производитель товара. Впрочем, на практике производителю свойственно перекладывать свои затраты на кошелёк потребителя.
— Маркировка обычно приводит к введению акцизных сборов, — рассказывает директор аналитического департамента инвесткомпании ГХК "Golden Hills — КапиталЪ АМ" Михаил Крылов. — Стоимость молочных продуктов может увеличиться на величину такого сбора. Если это 5%, то 5%. Но есть тревожные признаки того, что это могут быть и 10–15%.
Как ни парадоксально, но легальная продукция может подорожать именно за счёт того, что с рынка исчезнет контрафакт. Продукция не учтённая, поддельная или контрабандная продаётся по более низким ценам и занимает на рынке определённую нишу.
— После введения маркировки с молочного рынка в разных сегментах уйдёт от 5 до 30% контрафактной и контрабандной продукции, что приведёт к росту цен на отдельные категории товаров до 20–40%, — считает инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин. — Реальное производство быстро восполнить потребности рынка не сможет. Значит, насыщение будет происходить за счёт импорта. Поэтому если маркировка будет введена быстро, то рост цен неизбежен. Чтобы сдержать рост цен на импорт и не допустить роста цен на молочную продукцию, правительству придётся пересмотреть импортные пошлины.
Цены будут зависеть и от того, как производители будут регулировать состав своих продуктов. Недавние проверки Союза потребителей "Росконтроль" показали, например, что 60% сыров в российских магазинах сделаны с заменой молочного жира твёрдыми растительными жирами, в частности пальмовым.
Как отмечает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, конечная цена молочной продукции будет зависеть и от того, какие именно виды идентификационных знаков будут использоваться — наклейки, QR- коды, штрихкоды, радиочастотные метки, нанометки. В то же время требования к маркировке могут привести к сокращению использования в производстве дешёвых и вредных ингредиентов. То есть цены могут вырасти и за счёт повышения качества продуктов.