Изначально мессенджеры создавались для неформального общения. Сейчас же с их помощью мы заказываем услуги, записываемся к профессионалам и даже общаемся по работе. В сети сформировались правила вежливого общения, незнание которых может привести к казусам, а то и испорченным отношениям. Расскажем, как не перейти границы, не смутить и не обидеть собеседника.
Первым делом — очевидное: писать желательно человеку, которого ваше сообщение не выбьет из колеи. Проще говоря, знакомым или тем, кому вас уже каким-либо образом представили. Человек должен понимать, что вы можете с ним связаться, и быть к этому готовым. Всё-таки мессенджеры до сих пор остаются в некотором роде зоной личного пространства, и многим некомфортно получать внезапные «приветы» от посторонних. Если же этого никак не избежать, обязательно представьтесь и в первом же сообщении изложите суть вашего дела.
Из последнего, кстати, вытекает и второе неписаное правило общения в мессенджерах.
Если разговор намечается деловой, старайтесь формулировать мысли кратко и ёмко.
Никто не любит читать длиннющие полотна текста на ходу, особенно от незнакомцев. Но не перебарщивайте: если дробить одну мысль на двадцать сообщений, велик риск адресата разозлить. К тому же не стоит сперва здороваться, а только после ответного приветствия переходить к сути. Если вы ни с того ни с сего дёрнули коллегу посреди рабочего дня, он уже понял, что вы чего-то от него хотите. Не тратьте время собеседника впустую.
Итак, разговор завязался. Как вести себя дальше? Для начала не помешает подстроиться под манеру общения собеседника. Нет, не подражать и не передразнивать, речь о другом. Если он предпочитает более официальный стиль, не стоит отвечать ему в разговорном. Если он пишет «добрый день», написать короткое «йоу» — это почти хамство. Впрочем, обратная ситуация выглядит ничуть не лучше: холодное «здравствуйте» на радушное «приветище» могут расценить как проявление враждебности и нежелание принять дружбу. Момент тонкий — нужно всегда быть внимательным.
Вообще, тон в переписке — штука непростая. Иной раз мы не задумываемся, с какой интонацией человек может прочесть то, что мы написали. Например, оставляя фидбек о проделанной подчинённым работе, переборщили с капслоком? Поздравляем — сотрудник наверняка решил, что вы на него наорали. Захотели исправить ситуацию и напихали в сообщение кучу скобочек? Ну вот, теперь ему кажется, что вы над ним ещё и смеётесь. Переписываясь с человеком, обязательно учитывайте особенности его характера. Думайте не только о том, как вы пишете, но и о том, как это прочтут.
Но всё неважно, если собеседник не понимает, о чём вы толкуете. Поэтому, если это не ваш близкий друг, придержите все лолы-кеки-чебуреки. Во-первых, далеко не все понимают значения таких аббревиатур, а во-вторых, многие их недолюбливают, считая атрибутами «примитивного общения». В разговоре с новым человеком избегайте их до тех пор, пока адресат сам не напишет какое-нибудь «имхо». В формальном же общении — особенно с начальством — это недопустимо. Впрочем, если шеф сам не прочь удариться в молодёжный сленг, тогда можно. Только осторожно.
Ещё одно важное правило — всегда проверяйте и перепроверяйте адресата, общаясь с несколькими людьми одновременно. Если вы, скажем, в одном окне говорите с коллегой, а в другом выслушиваете упрёки начальника, будьте аккуратны.
Представьте: вы, раздосадованный, в красках и не стесняясь крепких выражений пожалуетесь коллеге, насколько шеф, мол, неправ. И по случайности, запутавшись во вкладках, отправите самому боссу.
Неловко? Не то слово. Многие на таком посыпались. Не жалейте времени на то, чтобы лишний раз уточнить, что и кому пишете. Семь раз отмерь…
…И один раз отрежь. С «отрезанием», между прочим, связано следующее правило: не старайтесь реагировать на сообщения мгновенно. И тем более не ждите этого от других. В первом случае вы выставите себя в нелестном свете: собеседник поймёт, что у вас нет иных дел, кроме того, которое вы обсуждаете. Что до второго, то тут шутить не стоит: никогда не дёргайте человека, если он по какой-то причине не смог тут же ответить на ваше послание. Может, занят. Может, плохо себя чувствует. А может, отошёл в уборную. Не будьте навязчивым.
Ещё хуже о вас подумают, если вы не будете обращать внимание на расписание собеседника. Если это коллега — не обсуждайте с ним рабочие вопросы в нерабочее время и не слишком доставайте в разгар трудового дня. Если начальник — не отвлекайте его от важных совещаний. Если близкий друг — хотя бы постарайтесь не писать ему в четыре утра; помочь-то поможет, если нужно, но выскажет вам пару ласковых (да так смачно, что щёки покраснеют). Уважайте чужой распорядок дня.
Предпочитаемый формат общения собеседника тоже следует уважать. Если вам написали сообщение — не перезванивайте в ответ.
Возможно, у человека были причины прибегнуть именно к такой форме разговора. Скорее всего, он ожидает получить аналогичный отклик. Если без звонка всё же не обойтись, обязательно поставьте адресата в известность и ничего не предпринимайте, пока не получите согласие. Вдруг он находится в конференц-зале в окружении коллег, сдаёт письменный экзамен в тихой аудитории или только что убаюкал ребёнка? Имейте в виду.
И напоследок ещё два не столько правила, сколько коротких наставления. Первое: не кидайте вопросы собеседника висеть без ответов. Не готовы общаться? Тогда лучше оставьте сообщение непрочитанным. Иначе «на другом конце провода» могут обидеться. И второе: умейте вовремя закончить беседу. Если разговор не клеится или исчерпал себя, не надо тянуть резину — вежливо отметьте, что у вас есть другие дела, и попрощайтесь.
Следуя этим простым советам, вы точно без труда найдёте общий язык с любым интернет-собеседником. А каких правил общения в мессенджерах придерживаетесь вы? Что считаете самым важным в переписке?