За свою многолетнюю карьеру Микки Рурк познал и головокружительный взлет на волне славы, и жесткое падение на социальное дно. Любимчик зрителей умудрился в наркотическом угаре растерять свой звездный потенциал, излишними пластическими операциями превратить себя в пугало, а затем вернуться на экран в поразительном «Рестлере». Рассказываем о том, как менялась карьера Микки Рурка и как менялся он сам.
Многие проблемы с самоконтролем, которые разрушили карьеру актера, были заложены еще в детстве. Биологический отец урожденного Филиппа Андре Рурка — младшего больше увлекался бодибилдингом и бейсболом, чем воспитанием детей. Псевдоним Микки, по некоторым данным, достался молодому человеку от бейсболиста Микки Мэнтла, по другой информации — мать Рурка попросту хотела вычеркнуть имя нерадивого отца, когда забрала детей и уехала в бедный пригород Майами.
Шестилетний Микки, его брат и сестра оказались под надзором жесткого отчима, бывшего полицейского. Проблемы в семье и побои вытолкали подростка сперва на улицы в среду банд и наркодилеров, а потом и на боксерский ринг. Поэтому неудивительно, что физкультура стала единственным школьным предметом, по которому у Рурка были хорошие оценки.
В 1971 году в возрасте 19 лет Микки закончил школу и оказался перед неизвестностью. Некоторое время он подрабатывал в ресторане, накрывая и убирая столы. Параллельно продолжал принимать участие в боксерских спаррингах, где демонстрировал довольно неплохие результаты, отправляя некоторых соперников в нокаут за два десятка секунд.
Позднее Рурк согласился сыграть в театральной постановке своего друга, после чего буквально влюбился в актерскую профессию. Заняв $400 у сестры, он переезжает в Нью-Йорк, где с первой попытки проходит прослушивание в известной актерской студии. С этого момента Микки перебивается случайной черной работой и иногда мелькает на телевидении, пока в 1979 году не дебютирует маленькой ролью в фильме Стивена Спилберга «1941». Актерская игра Рурка в триллере «Жар тела» (1981), несмотря на небольшой хронометраж в кадре, уже оказывается замечена критиками.
Первую награду за роль второго плана принесла лента «Забегаловка» (1982) — рассказ о компании молодых людей, которые стоят на пороге взрослой жизни. Во многом благодаря этой картине актера замечает Фрэнсис Форд Коппола.
Режиссер решил снять в большей степени экспериментальный фильм, а потому приглашены для него были в основном молодые актеры — Микки Рурк и Николас Кейдж. «Бойцовая рыбка» (1983) имела успех на фестивалях, но мейнстримные критики ее не оценили. Тем не менее это была первая главная роль для Рурка.
За ней последовали роли в «Папа Гринвич-Виллидж» (1984) и криминальной драме «Год дракона» (1985). Последняя добралась до Советского Союза на контрафактных VHS-кассетах: Микки в роли капитана полиции и ветерана вьетнамской войны вмешивается в разборки итальянской и китайской мафии.
Но настоящий успех ждал актера спустя год благодаря съемкам в эротической мелодраме «Девять с половиной недель» (1986), где Рурк разделил ложе с Ким Бейсингер. Отдельные критики отметили убедительную актерскую игру. Не попав в широкий прокат, картина пользовалась большим успехом в видеосалонах. Во многом благодаря таким заведениям Рурк и Бейсингер стали звездами, а Микки еще и удостоился статуса секс-символа своего поколения.
В 1987 году выходят сразу три ленты с Рурком в главной роли. Самой успешной из них можно считать «Сердце ангела» — сплав нуарного детектива и фильма ужасов. На главную роль рассматривали Джека Николсона, но он не проявил интереса к типажу частного детектива на службе у героя Роберта де Ниро, а потому режиссер остановился на кандидатуре Микки. И тот справился со своей задачей. Критики называли его игру завораживающим представлением. Несмотря на то что фильм не получил первоначального успеха у аудитории, со временем он приобрел статус культового. Картина «Сердце ангела» оказала сильное влияние на Кристофера Нолана и его «Помни», геймдизайнера Кена Ливайна и BioShock Infinite, а обозреватель Forbes в 2012 году включил ленту в топ-10 культовых классических хорроров.
В вышедшем в том же 1987 году фильме «Пьянь» по сценарию Чарльза Буковски очень хотел сниматься Шон Пенн, но ему предпочли Рурка. Актер отлично вжился в роль поэта-алкоголика, просиживающего в барах и развлекающегося уличными драками. Создатели картины не рассчитывали на коммерческий успех, а Микки пожелал сняться в ней скорее по зову сердца. К концу 1980-х он уже был одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда и мог позволить себе некоторую благотворительность.
Уже в «Простаке» (1988) Рурк играет профессионального боксера, которому нечего терять (сценарий был написан им самим). На съемках эротической мелодрамы «Дикая орхидея» (1989) актер знакомится с будущей женой Кэрри Отис. Но сам фильм, как и последующий «Красавчик Джонни», ждал коммерческий провал.
Впрочем, как и откровенную рекламную джинсу «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо» (1991). Актерам пришлось вживаться в роли байкеров Харли и Мальборо, но ни звездный статус, ни известные бренды не уберегли от убытков. Из бюджета в $23 млн сумели выдавить лишь $7 млн кассовых сборов.
У Микки началась черная полоса. Поговаривали, что из-за разлада в личной жизни, пристрастия к алкоголю и наркотикам он в свое время отказался от участия в таких громких фильмах, как «Человек дождя», «Топ ган», «Молчание ягнят» и «Криминальное чтиво». Рурк находился в жесткой депрессии, презирал свою актерскую игру и чувствовал, что занимается саморазрушением. Сам он говорил, что так как настоящего детства у него не было, то большие деньги и звездный статус стали для него вторым настоящим детством, во время которого он себе ни в чем не отказывал.
Когда жизнь рушится, Микки идет на ринг. В начале 1990-х он провел восемь боев с профессионалами. В шести из них он победил, два закончились ничьей. Последствия этих боев оставили ужасный отпечаток на внешности бывшего секс-символа Голливуда: сломанные нос, палец ноги и ребра, разорванный язык и многочисленные гематомы на лице. Актер страдал от нарушения координации и кратковременной потери памяти. Врачи запретили ему выходить на ринг. Сеансы реконструктивной хирургии лица оказались неудачными. Пластический хирург, по признанию самого Рурка, оставил проблем больше, чем решил. Но как бы то ни было, на экране в те годы Микки смотрелся еще более-менее приемлемо.
Вернуться в Голливуд оказалось сложнее, чем из него уйти. Конец 1990-х для Рурка прошел под знаком третьесортных боевиков, миновавших кинотеатры и вышедших сразу в домашнем прокате. В 1996 году он вместе с Тупаком Шакуром снялся в криминальной драме «Пуля», а значительная роль в «Тонкой красной линии» (1998) по итогу была вырезана из премьерной версии ленты.
Куда мягче с Рурком обошлись в боевике «Колония» (1997) с Ван Даммом. Этот фильм стал первым, где Микки исполнял роль главного злодея. Если многие актеры как раз таки начинают свою карьеру с амплуа антагонистов, то Рурк, казалось, уже заканчивал ее на этой неприятной ноте. Хотя закатом можно было бы назвать и «Любовь в Париже» (1997) — неудачную попытку выпустить сиквел «Девять с половиной недель». Картина вышла сразу на физносителях для домашнего проката, но все равно отхватила свою порцию отрицательной критики.
В нулевых потянулась череда второстепенных и эпизодических ролей в фильмах «Однажды в Мексике» (2003) с Антонио Бандерасом, «Обещание» (2001) с Джеком Николсоном, «Убрать Картера» (2000) с Сильвестром Сталлоне. Медленно, но верно лицо актера становилось все более одутловатым, а режиссеры по-прежнему не стремились звать его на главные роли.
Меняющаяся в худшую сторону внешность Микки привлекла постановщиков неонуарного триллера «Город грехов» (2005). И Рурк в роли громилы Марва выкладывается на все сто, что замечают не только зрители, но и критики. Воплощенный Рурком на экране персонаж приглянулся аудитории, а двери киностудий стали приоткрываться.
Актера позвали сперва в «Домино» (2005) на помощь Кире Найтли, а затем в картину «Громобой» (2006) на роль нечистого на руку бизнесмена. Обе эти ленты могли похвастаться десятками миллионов долларов бюджета, но оказались провальными в прокате.
Настоящее же воскрешение Микки как творческой единицы можно было наблюдать в «Рестлере» (2008) Даррена Аронофски. Режиссер хотел видеть в роли стареющего, растерявшего с 1980-х годов свою славу рестлера именно Рурка. И хотя первоначально на эту роль продюсеры рассматривали Николаса Кейджа, тот отошел в сторону, когда понял, что может помочь своему давнему другу вернуться в большое кино.
А оно действительно получилось большим. При бюджете в $6 млн сборы «Рестлера» перевалили за $44 млн. Роль Рэнди Робинсона принесла 15 номинаций на различных фестивалях и церемониях по вручению премий. По итогу Микки получил 11 наград. «Оскар» у него из рук увел Шон Пенн, сыгравший первого открытого политика-гея Харви Милка.
Еще за несколько лет до съемок «Рестлера» Рурк говорил в одном из интервью, что все, через что он прошел за последние годы, сделало его лучше и интереснее как актера: «Моя лучшая работа еще впереди». Звездная слава перемолола Микки до неузнаваемости, протащила лицом по дну, но не смогла погубить его актерский талант.
2010 год начался для актера с участия в супергеройском «Железном человеке 2» в качестве главного злодея Ивана Ванко. Рурк специально посетил «Бутырку», чтобы глубже изучить роль. После чего предложил половину диалогов его персонажа перевести на русский, добавить татуировок и золотых зубов.
Дальше было небольшое появление в «Неудержимых» (2010), злодейская роль в кассовом боевике «Война богов: Бессмертные» (2011) и даже в нигерийском фильме «Черный ноябрь» (2012), снятом на деньги местного нефтяного барона, пишет tech.onliner.by.
В более поздних картинах еще явственнее видно, как не хочется стареть Микки Рурку. Как ботоксом и хирургическим скальпелем он пытается омолодить свое лицо, которое вместо этого лишь продолжает опухать.
«Город грехов 2» (2014) и возвращение к роли громилы Марва в финансовом плане оказались тем, что американцы любят называть «дизастер».
За этой катастрофой последовал ряд невыразительных комедий, боевиков, а также антологий — сборников историй. Последняя из них на сегодня — «Берлин, я люблю тебя» (2019). Второго «Рестлера» пока не случилось.