В марте этого года главком ВКС России намекнул на начало разработки отечественного истребителя шестого поколения. Однако на данный момент о новой боевой машине не известно практически ничего. Какими характеристиками должны обладать передовые отечественные самолёты и кто является их потенциальными противниками в воздушном бою - RT изучил рынок вооружений ведущих авиационных держав мира.
Споры о перспективах шестого поколения истребителей не затихают с марта этого года, после того как главком Воздушно-космических сил генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что работы по созданию таких истребителей уже ведутся в России.
«Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда. Идут работы и шестого, и, наверное, седьмого поколения. Много говорить не имею права».
Виктор Бондарев
Главная интрига заключается в том, что информация об облике и функционале истребителя будущего крайне скудна.
В настоящий момент пятое поколение истребителей представлено единственным самолётом, состоящим на вооружении ВВС США: F-22 Raptor. Лётные испытания проходят ещё пять истребителей: ПАК ФА (Россия), F-35 (США), J-20 (Китай), J-31 (Китай) и Mitsubishi ATD-X (Япония).
Между тем некоторые контуры истребителя шестого поколения всё же обозначаются в выступлениях разработчиков и экспертов.
Условные поколения
Поколениями авиационной техники именуют совокупность летательных аппаратов, обладающих сходными боевыми и техническими возможностями. Общепринятых требований к категорийности нет, они являются условными.
Впрочем, большинство специалистов выделяют шесть поколений истребителей.
Нулевое, включающее реактивные самолёты, созданные в конце войны и в первые послевоенные годы, такие как Gloster Meteor, Me.262, Lockheed F-80 Shooting Star, De Havilland DH.100 Vampire, МиГ-9 и Як-15. Эти машины имели дозвуковую скорость, прямое крыло и пулемётно-пушечное вооружение.
Первое поколение — стреловидное крыло, околозвуковая скорость, использование неуправляемых ракет как вспомогательного вооружения. К этому поколению относят Миг-15, Ла-15, МиГ-17, F-86, F-105.
Второе — сверхзвуковая скорость, РЛС в качестве штатного оборудования, возможность дозаправки в полёте, ракеты в качестве основного вооружения: Lockheed F-104 Starfighter, Saab 35 Draken, F-4 Phantom, Dassault Mirage III, МиГ-21.
Третье поколение истребителей: радары повышенной мощности, использование ракет большой и средней дальности, многорежимность полёта — МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Dassault Mirage F1, Saab 37 Viggen, Mitsubishi F-1.
Четвёртое — улучшенные манёвренные характеристики (неустойчивая аэродинамическая схема), двухконтурные турбореактивные двигатели с пониженным расходом топлива, управляемое вооружение, применение композиционных материалов: Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Grumman F-14 Tomcat, F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, Dassault Mirage 2000.
Некоторые специалисты выделяют поколение 4+, 4++, принадлежность к которым определяют сверхманёвренность, радары с фазированной антенной решёткой, сниженная стоимость эксплуатации, многофункциональность, малозаметность для РЛС благодаря использованию радиопоглощающих материалов и покрытий: Су-30, Су-33УБ, Су-34, Су-27СМ2, Су-27М, Су-35С, Су-37, МиГ-31БМ, МиГ-35, F/A-18E/F Super Hornet, F-15E Strike Eagle, Dassault Rafale.
Напомним, пятое поколение представлено сегодня единственным самолётом, принятым на вооружение в ВВС США, — F-22 Raptor, а также несколькими перспективными разработками.
Гиперзвуковой глобальный патруль
Руководитель дирекции программ военной авиации Объединённой авиастроительной корпорации Владимир Михайлов отметил, что истребитель шестого поколения, который, по его словам, планируется поднять в воздух до 2025 года, сможет выполнять полёты на гиперзвуковой скорости.
Хотя Михайлов отметил, что требования к шестому поколению ещё не сформулированы, ряд экспертов полагают, что эти истребители смогут преодолевать порог в 5Мах (сегодня самые скоростные модели развивают скорость порядка 3Мах). Крейсерская скорость (без включения форсажа) будет сопоставима с сегодняшними форсажными скоростями, то есть будет не меньше 2Мах.
При этом машины должны быть экономичными, чтобы без дозаправки совершать максимально дальние полёты, осуществляя глобальное патрулирование.
Опциональное пилотирование
Главком ВКС отметил, что самолёт шестого поколения разрабатывается как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.
В пользу беспилотника, работающего в автоматическом режиме или управляемого дистанционно, говорит то, что робот более устойчив к запредельным перегрузкам, чем человеческий организм.
С другой стороны, есть мнение, что ни один компьютер не способен управлять истребителем, а уж тем более вести воздушный бой так, как это делает человек. Так что реализовываться будут оба подхода.
Одним из основных требований является универсальность создаваемого аппарата — он должен наносить удары как по воздушным, в том числе и малоразмерным, так и по наземным и морским целям, действовать как перехватчик, бомбардировщик и штурмовик. Предполагается, что основой комплекса вооружения станут гиперзвуковые ракеты.
Важным критерием самолёта будущего станет его малозаметность, существенно превышающая сегодняшний уровень технологий «стелс», неспособный обеспечить надёжную защиту от новейших систем ПВО.
Предполагается, что перспективные машины будут очень эргономичными, крыло самолёта, как считают специалисты, большей частью вмонтируют в фюзеляж. Высока вероятность, что в основу истребителя ляжет концепция «летающее крыло».
Этот самолёт должен быть сверхманёвренным, способным сохранять управляемость и устойчивость на закритических углах атаки и при высоких перегрузках. Соответственно, планер истребителя шестого поколения нужно делать высокопрочным за счёт широкого применения композиционных материалов.
А что у них?
В США в ноябре 2010 года Центр авиационных систем Пентагона предложил разработчикам представить концепции боевого самолёта шестого поколения.
Согласно обнародованным данным, новый истребитель под названием F-X должен поступить на вооружение ВВС и ВМФ США после 2030 года.
Многие требования американцев к самолёту будущего совпадают с российскими. Однако есть и совершенно иные подходы. Один из них — применение мощных аккумуляторов и электромоторов. Этот своеобразный гибрид будет использовать преимущества скорости реактивного двигателя и электрогенераторы для питания энергетического оружия и полёта на малых скоростях.
Основой оружейного комплекса самолёта, который пока представлен только в виде весьма приблизительной концепции, предполагается боевой лазер.
Ведь даже самые современные мощные лазеры имеют КПД где-то на уровне 33%. А две трети затраченной энергии превращаются в избыточное тепло, которое ещё более усложняет проблему малозаметности и остро ставит вопрос распределения тепловой нагрузки.
В настоящий момент, согласно сообщениям СМИ, наиболее продвинулись разработки компаний Lockheed и Boeing.
Но в целом сегодня есть только приблизительные концепции, а также множество проблем в их реализации с не совсем ясными путями решения.
До шестого поколения еще далеко
Любая боевая техника создаётся для решения вполне конкретных боевых задач, для борьбы с определённым противником. И новое поколение вызывают к жизни усложняющиеся боевые задачи, требующие принципиально новых способов их решения.
«Возникает вопрос: с кем анонсированный истребитель шестого поколения должен бороться, кто его противник? Если его противник F-22 Raptor или F-35, то для борьбы с ними и создаётся ПАК ФА, который сегодня представляет из себя около десятка опытных образцов, каждый из которых отличается от другого некоторыми элементами оборудования, комплексами бортового вооружения. Вначале этот проект надо довести, запустить в серию, провести войсковые испытания, обкатать, изучить все недостатки.
Только когда появится общая ясность с очертаниями пятого поколения, можно будет что-то говорить о шестом», — считает военный эксперт Алексей Рамм.