Ученые обнаружили причину, почему Земля покрывается ледниками каждые 100 тыс. лет

Опубликовано 08 март 2019.

Ученые выяснили, что ледовые шапки нашей планеты начали отступать и наступать с периодичностью в 100 тыс. лет в далеком прошлом из-за почти полной остановки «конвейера» течений у берегов Антарктики и резкого понижения доли СО2 в атмосфере. Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованного в журнале Science.

По мнению геологов, современный ледниковый период в истории Земли начался около 2,6 млн лет назад. Его особенностью было то, что ледники постоянно отступали и наступали. Ученые считают, что данные циклы, в первую очередь, связаны с так называемыми циклами Миланковича — «качаниями» орбиты Земли, меняющими то, как много тепла получают полюса и умеренные широты.

По мнению других геологов, изменения климата связаны с перестройкой «конвейера» течений в мировом океане или резкими колебаниями доли СО2 в атмосфере.

Ученые обратили внимание на то, что в первой половине ледникового период циклов составлял порядка 40 тыс. лет. Однако около 1,2 млн лет назад ситуация изменилась: периоды обледенения и таяния начали меняться каждые 100 тыс. лет.

Адам Хасенфратц из Высшей технической школы Швейцарии заявляет, что он с коллегами нашел объяснение данного явления при изучении образцов осадочных пород, извлеченные со дна Атлантического океана в окрестностях южного острова Буве.

Ученые, сообщает РИА Новости, обнаружили, что в начале ледникового периода различия в температуре воды были незначительными: глубинные и поверхностные воды океана тогда перемешивались, а это мешало «захоронению» больших количеств СО2 в толще океана.

Ситуация изменилась 1,2-1,1 млн лет назад, когда различия между слоями океана увеличивались: глубинные воды перестали подниматься, и СО2 оказался «замурован» под толщей воды. Соответственно и снизилась доля СО2 в атмосфере. По данным ученых, именно это привело к увеличению длины циклов до 100 тыс. лет.

Ранее «Газета.ру» сообщала, что ученые смоделировали последствия таяния арктических льдов в условиях принимаемых в мире мер по сокращению выбросов парниковых газов. По данным экологов, ускоренное таяние льдов в Антарктиде, а также ледников в Гренландии несет в себе недооцененные риски и может привести Землю к «климатическому хаосу».