Эксперт озвучил реальной угрозу вторжения исламистов в Среднюю Азию из Афганистана

Опубликовано 26 март 2019.

Тысячи вооруженных радикальных исламистов накапливаются на севере Афганистана уже готовы перейти границу с Таджикистаном и Узбекистаном. Об угрозе эскалации в Средней Азии в беседе с военкором Федерального агентства новостей рассказал член Экспертно-аналитического совета при комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и соотечественникам Государственной думы РФ, востоковед, полковник в отставке Борис Подопригора.

По его мнению, угроза, исходящая с территории Афганистана, более чем актуальна. Но есть рецепт, который позволит обезопасить границы стран — участниц СНГ.

«Решение этого вопроса следует начинать с постановки под наш контроль границы между Афганистаном и Таджикистаном», — поделился эксперт.

Как известно, группа Пограничных войск России в Таджикистане была образована в 1992 году и существовала до лета 2005 года, когда была выведена по просьбе таджикской стороны. С тех пор ситуация на границе неизменно ухудшается.

Борис Подопригора напомнил, что похожие условия в регионе сложились в самом начале 90-х годов прошлого века.

«По моему опыту работы в Афганистане и Таджикистане я знаю, что эта граница с 1991 года по существу прозрачна. Находясь на борту вертолета, я лично наблюдал, как через реку Пяндж (пограничная река между Афганистаном и Таджикистаном. — Прим. ФАН) одновременно переправлялись по три-четыре плота», — рассказал собеседник ФАН.

Эти же маршруты существуют и по сей день.

«Многое свидетельствует в пользу того, что это не только беженцы. Скорее всего, это контрабандисты. И мы с вами догадываемся, какую контрабанду они перевозят», — отметил Подопригора.

По его мнению, проблема охраны и защищенности границы назрела настолько, что нуждается в незамедлительном решении.

«Думаю, что этот вопрос надо неполиткорректно решать в пользу того, чтобы защитить в первую очередь страны Средней Азии и, соответственно, Россию от действий тех исламистских сил, которые перекочевали из Сирии и Ирака на территорию Афганистана».

Как минимум весь прошедший год осуществлялась активная переброска террористов в Афганистан. Речь идет об эвакуации боевиков «Исламского государства»1 (организация запрещена в России. — Прим. ФАН) после успешных действий российской группировки ВСК и сирийской армии в Сирии, говорит эксперт.

«Можно утверждать, что только на территории северного Афганистана насчитывается не менее семи тысяч боевиков. Хотя вполне допустимы и более серьезные цифры», — привел данные численности бандструктур востоковед.

Он подчеркнул, что боевики пользуются покровительством оккупационных сил в Афганистане.

«Они уже прошли территорию Афганистана с юга, где впервые появились на афганской земле».

Есть все основания предполагать, считает эксперт, что американцы «не препятствуют переброске отрядов исламистов на север Афганистана, а фактически просто становятся их непосредственными кураторами».

«Особенно это проявилось при появлении радикалов в районе Мазари-Шарифа и Кундуза (город на севере Афганистана. — Прим. ФАН). Сейчас они находятся на расстоянии до пятидесяти километров от границы с Таджикистаном и Узбекистаном».

Говоря о целях отрядов террористов, Борис Подопригора полагает, что одной из них является Ферганская долина — лакомый кусок территории в самом центре Средней Азии, где проживает свыше 16 миллионов человек, в большей массе безработных.

«Понятно, что это за хлопок, который может вспыхнуть, поднеси туда открытый огонь», — образно оценил угрозу вторжения с юга в регион собеседник агентства.

Поэтому вторая актуальная тема, по мнению эксперта, это налаживание взаимодействия со всеми странами, с которыми граничит Афганистан. И все же фактор военного присутствия России в регионе на фоне возрастающих угроз он считает доминирующим. С этой точки зрения трудно переоценить значение 201-й базы Минобороны России в Таджикистане.

«201-я база, она же бывшая 201-я дивизия, способна, по крайней мере, повлиять на военно-политическую сторону дела. При угрозе возникновения полномасштабных боевых действий 201-я база — существенный фактор пресечения массовых акций, связанных с прямой агрессией», — предупредил Борис Подопригора.

По его мнению, иностранный след поддержки исламистов очевиден и объясним.

«Здесь все понятно. В принципе, это способ надавить не только на Среднюю Азию, а через нее и на Россию, но и на Китай, где все тоже неблагополучно, если иметь в виду национальный состав исламских радикалов. Там очень много уйгуров».

По данным официальных китайских источников, в радикальных структурах в Центральной Азии находится около 1500 уйгурских боевиков. Однако собеседник ФАН считает эту цифру заниженной в несколько раз.

Ранее ФАН со ссылкой на представителей силовых структур России сообщало об активизации террористических группировок на севере Афганистана. По словам первого заместителя директора ФСБ РФ генерала армии Сергея Смирнова, террористы укрепили свои позиции на севере Афганистана. Кроме того, добавил он, участились вооруженные инциденты на границе.

«С учетом понесенных потерь в Сирии и Ираке «Исламское государство (террористическая организация запрещена в России. — Прим. ФАН) вынуждено искать пути по созданию новых опорных центров «халифата». Усиление ИГ1 на севере Афганистана может представлять в ближайшей перспективе основную угрозу региональной безопасности», — сказал Смирнов по итогам заседания Совета региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС.

Другие мировые новости

Все мировые новости
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости