В аэропорту Стамбула задержаны 8 подозреваемых в связях с ИГИЛ. Они под видом беженцев брали билеты в Германию. Безопасность в Европе в канун Рождества — главный вопрос. В Германии угрозу терактов называют самой серьезной за последние 15 лет. Накануне в Ганновере даже отменили футбольный матч Германия-Голландия.
Немецкие футболисты изначально не хотели выходить на поле против голландцев — слишком свежи были воспоминания о нервной ночи, проведенной в подтрибунных помещениях парижского стадиона "Стад де Франс" после такого же матча с французами. Потом передумали, однако за пять километров до стадиона в Ганновере их автобус развернули. Матч не состоялся по причинам, не зависящим от сборной Германии.
"Пожалуйста, сохраняйте спокойствие. Нет непосредственной угрозы, но мы просим вас разойтись по домам: футбольный матч не состоится", — объявили болельщикам в мегафон у ганноверского стадиона.
Ангела Меркель, которая должна была присутствовать на матче, до Ганновера доехать не успела — вернулась в Берлин. Рядовые болельщики расходились со стадиона без паники, в большинстве своем без претензий к правоохранителям, хотя и не все.
"Я думаю, что была причина для отмены матча. Поэтому, считаю, что это правильное решение. У меня нет претензий", — признается одна из болельщиц немецкой сборной.
Первые указания на причины отмены матча появились параллельно с эвакуацией — на стадионе обнаружены две бесхозные картонные коробки и чемодан, а рядом с ним — автомобиль скорой помощи. Полиция подозревает, что машина заминирована. Аналогичный сигнал поступает с главного вокзала: в поезде Ганновер — Ольденбург молодой человек оставил странный пакет.
"Я крикнул пассажиру вслед, что он забыл свои вещи, однако тот молнией выскочил из вагона", — рассказал Вильфрид Хайнрихс.
Полицейская собака среагировала на взрывчатку. Саперы просветили пакет рентгеном, увидели микросхемы и провода. Но когда пакет вынесли из поезда и подорвали на платформе, по силе взрыва было установлено, что это не бомба, а муляж. На стадионе тревога также оказалась ложной. Тем не менее, не вдаваясь в подробности, министр внутренних дел Германии сообщил, что бережного Бог бережет, и Ангела Меркель с ним сегодня согласилась.
"Я, как миллионы фанатов, огорчилась, что игра была отменена. Это ответственное решение приняли наши силовые структуры. Это сложное решение, возможно наиболее сложное, поскольку приходится выбирать между свободой и безопаснотью", — отметила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Как пишет Bild, за тридцать часов до матча немецкие спецслужбы получили сигнал о том, что группа исламистов, перечисленных в секретном сообщении по именам, готовит теракты в Ганновере.
В связи с этим полиция накануне нагрянула в нижнесаксонскую коммуну Везербергланд, однако поиски некоего выходца из Ирака результата не дали, как и рейд в ростокский приют для беженцев, где якобы видели Салаха Абдеслама, на имя которого была арендована машина, задействованная террористами в Париже.
Зато очень быстро полицейские вышли на анонима, сообщившего о том, что в камере хранения ганноверского вокзала заложена бомба — у звонившего оказалась справка от психиатра. Тем не менее, за валом ложных сигналов и просто ошибок просматривается реальная угроза. Для Ганновера-то уж точно, ведь именно здесь 24 октября на митинге в поддержку миграционной политики Меркель размахивали флагами "Исламского государства".
Хотя авторитетные еврочиновники продолжают защищать беженцев от нападок.
"Мы не можем винить всех беженцев за это, потому что они бегут от терроризма у них дома", — заявил генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд.
Число тех, кто считает, что террористическая угроза прямо пропорциональна количеству мигрантов, неизменно растет. Партия "Альтернатива для Германии" — сегодня уже третья по популярности политическая сила, опирающаяся на националистические настроения, идущие в рост на фоне откровений власти, расписывающейся в собственном бессилии.
У нас нет концепции борьбы с террористами-смертниками, заявил прошедшей ночью министр внутренних дел Нижней Саксонии.
И не только концепции. Элементарно нет ресурсов. Так что министр финансов Германии Шойбле уже не исключает привлечения Бундесвера к охране правопорядка. Накануне в баварском Граффинге продавщица ювелирного магазина, заметившая воришку, услышала от полиции: у нас нет свободных нарядов, задержите его сами.
Ни одна бомба не взорвалась, ни один ресторан или концерт не был расстрелян, но все, что творилось накануне вечером и сегодня ночью в Германии, напоминает репетицию парижского сценария. И можно говорить о том, что немцам в последние сутки пришлось пережить серию психологических терактов.