Атака на российский бомбардировщик была продиктована исключительно геополитическими интересами Анкары на севере Сирии. За легитимацией своих действий Турция обратилась к НАТО, поставив партнёров в крайне тяжёлое положение.
За сдержанными дипломатическими словами поддержки со стороны руководства Североатлантического альянса и главы Белого дома, прослеживается крайнее неудовольствие от необходимости прикрывать действия Турции.
"Турция хочет, чтобы Башар Асад покинул свой пост, и таким образом сирийско-турецкая граница стала бы лёгким пунктом пропуска для сирийских повстанцев и боевиков, в том числе тех, которых Запад считает радикальными исламистами и террористами", — сообщает New York Times.
"Турция, особенно во время усиливающегося авторитарного правления националистически ориентированного президента Реджепа Эрдогана уже проявляла жестокость при защите своего воздушного пространства, сбивая в прошлом сирийские самолёты", — пишет автор статьи в New York Times.
На экстренном совещании НАТО, собранном по просьбе Турции, участники не смогли выработать единого мнения, относительно инцидента в воздухе сирийской провинции Латакия. Не было даже совместного релиза для прессы. К журналистам вышел лишь генсек НАТО Йенс Столтенберг, единственным ключевым посылом выступления которого был призыв не накалять отношения между Москвой и Анкарой. Кроме того, чтобы иметь возможность хоть как-то выразить поддержку члену НАТО, альянсу пришлось занять позицию, предложенную Анкарой, утверждающей, что российский самолёт залетал в воздушное пространство Турции.
Стоит отметить, что воздушное пространство Греции, тоже, кстати, члена НАТО, турецкие самолёты нарушают примерно 1,5 тысячи раз в году. Об этом своему турецкому коллеге напомнил глава российского внешнеполитического ведомства. Сергей Лавров также указал на собственное заявление Эрдогана, сделанное им в 2012 году, о том, что "краткое нарушение воздушного пространства, краткое нарушение границы никогда не может быть каким-либо предлогом для применения силы".
Любое государство имеет право на защиту своей территории, заявили в НАТО. Те же слова повторяют и в Вашингтоне. Вот только на пресс-конференции представитель американского Госдепартамента Марк Тонер отвечая на вопрос журналиста Мэтта Ли чётко дал понять, что у правительства Сирии (или как его принято называть в Вашингтоне – "режима Асада") права защищать себя нет.
Автор статьи в британской Guardian задаётся вопросом, — "прав ли Путин, говоря о том, что Турция "пособник террористов?" Он напоминает, что с первых месяцев войны турецкие военные базы были местом подготовки боевиков, которых в дальнейшем перебрасывали в Сирию через границу, снабжая оружием с тех же баз. Многие, если не большинство из 15-20 тысяч иностранных наёмников, присоединившихся к ИГИЛ, прибывали через аэропорты Стамбула и Аданы, а также приплывая на паромах. "Подобная ситуация стала причиной того, что слова Владимира Путина о "пособниках террористов" находят отзыв даже среди сторонников Анкары", — отмечает автор в Guardian.
К 2014 году, когда ЕС и США настояли на том, чтобы Турция остановила транзит боевиков через свою территорию, ИГИЛ уже имел контроль над северными и восточными районами Сирии. Несмотря на внутренний раскол в группировке, оба её крыла получают поддержку со стороны Турции и ставят перед собой задачи, имеющие мало общего с первоначальными целями тех, кто стоял у истоков антиправительственного движения в Сирии.
В мае этого года получил развитие масштабный кризис в отношения Турции и США. Дело в том, что в результате рейда спецназа США на востоке Сирии был уничтожен некто Абу-Сайяф, отвечавший в ИГИЛ за торговлю нефтью в Турцию. На обнаруженных в укрытии террориста жестких дисках была информация о связях между высокопоставленными фигурами в ИГИЛ и некоторыми турецкими чиновниками, зарабатывавшими на этих сделках, по меньшей мере, 10 миллионов долларов в неделю. Вскоре после этого Турция сосредоточила свои авиаудары исключительно на позициях курдов, как внутри самой Турции, так и на территории Сирии, при том, что последние являлись в регионе единственной эффективной боевой силой, действующей под прикрытием американской авиации.
Официальные лица в Турции открыто заявили, что курды – главный наземный союзник США в Сирии – представляют интересам Турции угрозу больше, чем ИГИЛ. После таких заявлений Турция, как член НАТО утратила симпатии своих партнёров по блоку, которые, однако, вынуждены сдерживать своё недовольство, чтобы не внести ещё один фактор нестабильности в, и без того, шаткую ситуацию в регионе.
На уровне экспертов в США, не столь сильно связанных обязательствами по поддержке союзников, действия Анкары открыто критикуются. Атаку турецких военных назвал грубейшей ошибкой заместитель начальника штаба ВВС США Томас Маккинерни. И это при том, американский генерал в своих выводах руководствовался теми картами, которые выдвигает Турция, и на которых российский СУ-24 якобы пролетает через турецкую территорию. "Я смотрел на трекер радара. Если они и зашли в пространство Турции, то на 20-40 секунд, не больше того. По моим расчетам, самолет был сбит, когда он двигался под углом 180 градусов, это значит, что он направлялся на юг к территории Сирии. Со стороны Турции это был неверный расчет", — говорит Маккинерни в интервью Fox News.