Вторжение США в Ирак в 2003 году было неверным шагом, который спровоцировал межконфессиональную вражду и создал благодатную почву для появления террористической группировки ИГИЛ*.
Такое мнение высказал в интервью ТАСС председатель 70-й сессии Генеральной Ассамблеи Могенс Люккетофт.
«Мы не можем отрицать то, что вторжение в Ирак в 2003 году по многим причинам — и президент (США Барак — прим. ред.) Обама сам сказал об этом — было неправильным решением. Но еще опаснее оказалось то, что принявшие это решение совершенно не имели четкого представления с чем они имеют дело, не понимали, как избежать последствий (вторжения) — усиления разногласий в обществе, что создало благодатную почву для возникновения ИГ», — сказал он.
По его мнению, в Ираке было необходимо добиваться более демократического и инклюзивного общества, а также заключения договора, который бы защищал интересы меньшинств.
Председатель Генассамблеи подчеркнул, что неудачный иракский опыт необходимо учитывать в ходе урегулирования конфликта в Сирии. В соответствии с утвержденным Советом Безопасности ООН планом, в январе Дамаск и оппозиция сядут за стол переговоров, за которыми последует формирование переходного правительства, конституционная реформа и выборы, напомнил он.
«Предстоят выборы, но перед их проведением должны быть созданы конституционные рамки, которые будут учитывать интересы меньшинств — христиан, алавитов, друзов и курдов, позволят им чувствовать себя защищенными, — сказал Люккетофт. — Это не было учтено должным образом в Ираке и сыграло роль в росте числа конфликтов (в регионе)».
Он подчеркнул, что ООН должна уделить как можно большее внимание защите меньшинств в Ираке и Сирии. «В противном случае нас ждет продолжение гражданских войн на протяжении длительного времени. Это будет иметь международные последствия», — предупредил председатель ГА. Могенс Люккетофт выразил уверенность, что ключевые международные игроки лучше осознают необходимость прекращения конфликта в Сирии, продолжающегося с 2011 года и унесшего жизни по меньшей мере 250 тыс. человек.
«Я искренне надеюсь, что после принятия 18 декабря резолюции Совета Безопасности последуют реальные шаги, которые положат конец войне и начнут политический процесс, а внешнее вмешательство будет сосредоточено на сдерживании и уничтожении ИГ, восстановлении территориальной целостности Сирии и Ирака», — заявил он.