Французская писательница Сесиль Вессье рассказала в интервью изданию 20 minutes о российских «методах соблазнения». По ее словам, Россия уступает США в привлекательности массовой культуры, поэтому она пытается добиться желаемого, навязывая европейцам свое видение истории и событий. Используя пропаганду, Кремль стремится не только избавиться от санкций, но и влиять на судьбу самого ЕС.
Во Франции вышла новая книга писательницы, специалиста по России и странам СНГ, профессора Университета Ренн II Сесиль Вессье «Сети Кремля во Франции». В интервью информационному порталу 20 minutes она рассказала о том, как российские власти проводят целые кампании по «соблазнению» французского общества.
По словам Вессье, чтобы добиться желаемого, та или иная страна может прибегать к силе, угрожать или предлагать вознаграждение, но также она может использовать «соблазнение». Так, США обладают очень эффективной «мягкой силой»: их основной инструмент – фильмы и сериалы, после просмотра которых людям захочется перенять американский образ жизни или, например, посетить Калифорнию. Но у России нет такой привлекательной поп-культуры для экспорта, поэтому она пытается навязать другим свое видение истории и свою интерпретацию событий. Причем она доходит до того, что придумывает несуществующие события вроде истории о русском ребенке, казненном украинскими военными в Славянске, утверждает писательница.
Свое видение мира Кремль распространяет благодаря государственным СМИ, вещающим на десятках разных языков, и аналитическим центрам вроде «Института демократии и сотрудничества», которые предоставляют трибуну людям, разделяющим правительственные взгляды, сообщает Сесиль Вессье. Кроме того, существует ассоциация «Франко-российский диалог», возглавляемая французским депутатом Тьерри Мариани и российским олигархом Владимиром Якуниным. Официально она содействует развитию экономических и торговых связей между двумя странами, но на практике ее цель – создать положительный образ России и склонить французов в сторону снятия санкций и принятия Крыма.
Помимо всего прочего, Москва ищет себе союзников среди французских политиков, констатирует Вессье. Если раньше Кремль финансировал французскую Компартию, то сейчас он в основном опирается на Национальный фронт и на другие ультраправые европейские партии. Как только какой-нибудь политик начинает высказывать близкие Кремлю идеи (по поводу Крыма или отказа от НАТО и ЕС), его сразу «приглашают в Москву, окружают и начинают обхаживать», отмечает писательница.
Таким образом, Россия находит себе союзников, которые на национальном и европейском уровне транслируют положительный образ Владимира Путина – сильного лидера христианской страны, чтящей традиционные семейные ценности, подчеркивает Вессье. Более того – эти люди голосуют в интересах России, например в вопросе снятия экономических санкций. А в контексте нынешних европейского и миграционного кризисов Кремль пытается оказать влияние даже на судьбу самого Евросоюза, уверена писательница.