Президент Белоруссии Александр Лукашенко продолжает извлекать выгоду из ухудшения отношений России с соседями. За последние два года он продемонстрировал, что является не только умелым хозяйственником, но и неплохим дипломатом.
Представ главным миротворцем в конфликте на Украине, отказавшись вслед за Москвой поддерживать бывшие украинские власти, Лукашенко добился налаживания отношений с Западом и снятия санкций в отношении своей страны. Не секрет, что Белоруссия получила определенные бонусы и от санкционной войны России с ЕС благодаря реэкспорту европейских товаров. Теперь же на фоне охлаждения российско-турецких отношений белорусский лидер решил развивать отношения с Анкарой.
Встреча на яхте
На днях Лукашенко прибыл в Стамбул, где на полях саммита Организации исламского сотрудничества (ОИС) (Белоруссия рассчитывает получить статус наблюдателя в этой организации) провел переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Причем, как пишет турецкая пресса, встреча проходила не в резиденции или во дворце, а на яхте Savarona, входящей в список крупнейших яхт в мире и когда-то принадлежавшей основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку.
Перефразируя Ильфа и Петрова можно сказать, что после последней встречи президентов на яхте сближение сторон состоялось — после морской прогулки по Босфору лидеры Турции и Белоруссии высказались за перезагрузку ряда направлений сотрудничества двух стран.
"Настал момент активизировать сотрудничество, актуализировать повестку дня, откорректировать дорожную карту отношений", — заявил Лукашенко на встрече с Эрдоганом. Он подчеркнул, что Белоруссия открыта к сотрудничеству с Турцией.
По данным пресс-службы белорусского лидера, речь на переговорах шла о перспективах увеличения турецких инвестиций в Белоруссию, более активном взаимодействии в сфере туризма, в том числе путем увеличения интенсивности авиасообщения между странами.
Главы государств договорились, что темы, которые обсуждались на встрече, получат дальнейшее практическое развитие во время предстоящего в мае заседания межправительственной белорусско-турецкой комиссии.
В свою очередь Эрдоган отметил, что подобные встречи на высшем и высоком уровнях вносят большой вклад в развитие двусторонних отношений. Он подчеркнул, что Белоруссия является островом стабильности в регионе. Кроме того, президент Турции подтвердил готовность посетить Белоруссию.
Поиск выгоды или латание дыр?
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько уверен в намеренности шагов Минска по сближению с Анкарой на фоне плохих российско-турецких отношений.
"Безусловно, белорусский лидер стремится извлекать выгоду из любых отношений. При этом он не оглядывается ни на Российскую Федерацию, ни на Союзное государство, ни на конкретные пожелания со стороны РФ. Что касается заявлений, сделанных в Турции, я думаю, что это демонстрация независимости от Москвы. Такая нарочитая, яркая, сделанная максимально эффектно, для того, чтобы это заметили все – и на Западе, и внутри Белоруссии, и в Москве", — сказал Безпалько РИА Новости.
В свою очередь, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш, полагает, что налаживая отношения с Турцией, Минск ничего намеренно Москве не демонстрирует, а лишь пытается минимизировать потери белорусской экономики.
"Минск пытается минимизировать убытки. Белорусская экономика находится в очень сложном состоянии, поскольку она потеряла из-за низких цен на нефть и из-за падения курса российского рубля. В этом плане падение оказалось достаточно драматическим. Плюс еще в этом году очень плохие показатели по калийному рынку. То есть в этом плане Александр Григорьевич ищет возможности заткнуть финансовые дыры. То есть речь идет не об извлечении прибыли, а о том, каким образом и за счет чего Белоруссия может обеспечить стабильность, на которую текущих доходов просто не хватает", — сообщил он.
По словам эксперта, существует угроза того, что в Белоруссии будет ощутимо понижаться уровень жизни.
"А это опасно, так как всегда существовал социальный контракт, который базировался на том, что власть обеспечивает приемлемые жизненные стандарты, а в обмен получает значимую степень деполитизации населения. Понятно, что власти достаточно нервно оценивают возможности исчезновения этого социального контракта", — пояснил Коктыш.
Хозяйственник и миротворец
Не секрет, что выгода, которую получает Белоруссия из ухудшения отношений России с соседями, имеет как политический, так и экономический характер.
На фоне ухудшения отношений между Москвой и Киевом, а также Москвой и Брюсселем Лукашенко освоил новую для себя роль посредника, причем сделал это настолько успешно, что Минск стал главной площадкой для мирного урегулирования украинского конфликта, а минский формат по признанию всех заинтересованных сторон — единственно возможным для продолжения переговоров. Такая политика принесла Лукашенко существенные дивиденды.
В благодарность за "взвешенную политику" Белоруссии в связи с конфликтом на Украине, когда белорусский лидер отказался вслед за Москвой поддерживать бывшие украинские власти, ЕС решил не продлевать санкции в отношении белорусских чиновников и компаний, в том числе против самого Лукашенко. Так из "последнего диктатора Европы", каким еще недавно его представляли на Западе, Лукашенко стал миротворцем.
После того как Москва была вынуждена принять ответные меры против объявивших антироссийские санкции стран Запада, на российские рынки стали попадать запрещенные к провозу в РФ товары под видом произведенных в Белоруссии. Причем это была такая нетипичная для Белоруссии продукция, как устрицы или хамон. Проблема серого импорта в РФ стала предметом для обсуждения на высоком уровне между двумя странами.
Несмотря на официальные заявления, что Минск борется с проникновением в РФ санкционных товаров, а также о том, что серый импорт не является государственной политикой, согласно данным ФТС РФ, больше всего санкционной продукции в 2014-2015 годах ввозилось в нашу страну именно через Белоруссию.
Что касается того, какую выгоду сможет извлечь Минск из налаживания отношений с Турцией, то тут мнения экспертов разделились.
Безпалько не исключил, что одним из последствий станет увеличение товарооборота между Турцией и Белоруссией, кроме того, возможен рост реэкспорта санкционных турецких товаров в РФ.
"Конкретно во что это выльется, сейчас предположить сложно. Может быть, увеличится товарооборот между Турцией и Белоруссией. Может быть, какая-то контрабанда потечет из Белоруссии в Россию. Если удастся наладить удобную, дешевую логистическую цепочку, то конечно, этот шанс очень велик. И эта цепочка, в принципе, будет проложена через Украину. Украина с удовольствием присоединится к этому, потому что она будет материально заинтересована, во-вторых, это лишний раз может ей позволить насолить Российской Федерации", — сообщил он.
В свою очередь Коктыш заявил, что не верит в возможный рост серого турецкого импорта в РФ через Белоруссию.
"Турция, конечно, может попытаться, но российский таможенный контроль в достаточной степени существенен. Поэтому вариант, что пойдут какие-то неконтролируемые потоки товаров, которые Россия не увидела, он не очень высок. И, я думаю, что здесь ни у кого нет иллюзий, здесь ворота достаточно плотно закрыты", — уверен он.
При этом эксперт признал, что большинство санкционных европейских товаров шло в Россию через белорусскую границу, указав, что, по его данным, 90% задержанных фур были российскими.
"То есть они шли через белорусскую территорию, но что Белоруссия была единственным выгодополучателем — говорить не приходится. Правильнее говорить об использовании территории. Прибыли не таковы, чтобы компенсировать то падение, которое в белорусской экономике произошло", — сообщил Коктыш.
Выражают сомнения эксперты и по поводу того, что налаживая отношения с Турцией, Лукашенко поможет примирить Москву и Анкару.
О том, что Белоруссия готова помочь урегулировать российско-турецкий конфликт, ранее заявлял министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей.
"Я очень сильно в этом сомневаюсь. Лукашенко, конечно, может попытаться разыграть эту карту, но, учитывая амбиции Эрдогана, учитывая жесткий настрой с российской стороны, пока (думать) о миротворчестве достаточно рано. Он, может быть, добьется того, что Турция выплатит компенсацию России за сбитый самолет и убитого летчика? Может быть, Лукашенко удастся добиться извинений со стороны Турции? Думаю, что это все очень маловероятно", — считает Безпалько.