Россия не только проводит операцию в Сирии, но и играет главную роль на переговорах в Женеве, решая, с кем из сирийской оппозиции можно вести диалог. Но как бы она ни действовала, другие игроки и вовсе молчат или делают, как Соединенные Штаты, противоречивые заявления, пишет Libération.
Россия, исполняющая с конца лета роль ведущего на переговорах в Сирии, продолжает определять будущее войны и мира, решает, с кем можно вести переговоры, а с кем - нет, пишет Libération. В глазах сирийской оппозиции именно Россия виновата в том, что политический процесс сошел с намеченных рельсов. В то же время, по словам автора статьи, другие заинтересованные страны, похоже, отказались от своей роли.
В самой же Сирии перемирие уже дней десять как нарушено. Режим Асада и российская авиация бомбят районы, подконтрольные вооруженной оппозиции. Поставки гуманитарной помощи запаздывают. Из-за новых столкновений главные делегаты от сирийской оппозиции – Высокого комитета по переговорам - покинули Женеву.
«Россия – вот ключ к изменениям в Сирии. Хватило бы одного телефонного звонка Путина Асаду, чтобы заставить его соблюдать условия прекращения огня», - считает официальный представитель сирийской оппозиции Салим аль-Муслат. Но такого звонка не поступало, пишет издание, и столкновения продолжают усиливаться вплоть до того, что некоторые члены оппозиции задаются вопросом, не были ли переговоры обманом: «Нужно ли было устраивать эту комедию, чтобы довести нас до крайности и сделать сирийскую оппозицию ответственной за провал переговоров, ради того, чтобы вернуться к сосуществованию режима и оппозиции?».
Поведение России на сирийской территории, а также заявления ее чиновников и дипломатов показывают, что своей стратегии она не сменила: ликвидировать военным образом антиасадовское восстание и опозорить политическую оппозицию, которая отказывается оставлять у власти Башара Асада.
Сергей Лавров, которого сирийская оппозиция крайне не любит и сторонится, после отъезда делегатов заявил, что это не стало большой потерей и что «за ними не нужно бежать». По его словам, переговоры продолжаются, несмотря на отсутствие некоторых участников. Как он подчеркнул, Высокий комитет по переговорам – это не единственные представители сирийской оппозиции. На самом деле, альтернативных ему представителей сирийской оппозиции, так называемую «группу Москвы», представляют бывшие чиновники режима и представители гражданского общества, с которыми мирится Башар Асад. И они готовы разделить с ним власть, отмечает издание.
«С добрыми или злыми намерениями, ложью или правдой, в какую бы игру она ни играла, но Россия, похоже, единственная, кто плотно занимается сирийским досье», - отмечает издание. А другие региональные игроки, Европа и США, практически молчат. Посредник на переговорах Стеффан де Мистура даже предлагал созвать экстренную встречу министров иностранных дел заинтересованных стран, чтобы спасти переговорный процесс, но его воззвание не было услышано.
Соединенные Штаты, которые также были инициаторами переговоров, «множат противоречивые заявления», пишет издание. «Как и русские, они не говорят, что делают, и не делают, что говорят», - приводит автор статьи мнение представителя оппозиции. А Барак Обама, который «возглавляет главную мировую державу, говорит, как какой-то беспомощный наблюдатель».
Тем временем и в самой Женеве, и в других местах проводятся тайные встречи, в том числе, например, между американскими и российскими советниками. Там они обсуждают в деталях будущее Сирии, и разные версии выработанной ими конституции появились на некоторых арабских сайтах.
Все аналитики предсказывали, что процесс переговоров будет долгим и сложным. Однако теперь Стеффан де Мистура должен назвать официальный срок их окончания и дату следующей встречи, пишет Libération.