В результате принятой Бараком Обамой политики отказа от применения силы, США утратили авторитет среди лидеров государств Ближнего Востока, и те все чаще обращаются за помощью к Москве, пишет на страницах Politico американский дипломат Деннис Росс. По мнению Росса, Вашингтону следует как можно скорее восстановить веру в готовность американского правительства применять политику принуждения.
Несмотря на то, что американский военный контингент на Ближнем Востоке значительно превышает по численности российский, лидеры ближневосточных государств сегодня «совершают паломничества» не в Вашингтон, а в Москву, констатирует в своей статье для Politico американский дипломат Деннис Росс. Как отмечает Росс, российскую столицу в последнее время посетили премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси и многие другие значимые политические фигуры с Ближнего Востока; кроме того, в ближайшее время в Москву планирует приехать король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз.
По мысли Росса, такой интерес к сотрудничеству с Россией в первую очередь объясняется тем, что «над [реальной] мощью превалируют впечатления», а на Ближнем Востоке страной, готовой применять силу для изменения регионального равновесия, воспринимают именно Россию, а не США. В отличие от американского президента Барака Обамы, который, усвоив уроки Ирака и Афганистана, твердо уверен, что Вашингтон должен непосредственно вмешиваться в происходящие на планете события только в случае прямой угрозы национальной безопасности самих Штатов, Владимир Путин считает приемлемым достигать политические цели через применение силы, поясняет дипломат. Между тем, именно мировоззрение российского президента воспринимается на Ближнем Востоке как норма — причем касается это как союзников Вашингтона в регионе, так и его противников, напоминает автор.
Как отмечает дипломат, отстраненность США, среди прочего, побудила Саудовскую Аравию вмешаться в кризис в Йемене — в эр-Рияде просто-напросто испугались, что Вашингтон не станет ограничивать экспансию Ирана, и решили действовать самостоятельно; агрессивнее стал и Иран, который уже стал отправлять в Сирию регулярные войска, поставляет оружие в Бахрейн и в восточные провинции Саудовской Аравии, а также проводит испытания баллистических ракет. Российское вмешательство в сирийский кризис лишь усугубило ситуацию: Москве удалось добиться перелома в боевых действиях и занять настолько сильную позицию, что теперь и сам Обама вынужден звонить Владимиру Путину и просить у него помощи для того, чтобы надавить на Асада — тем самым признавая, у кого в руках на самом деле находятся рычаги влияния, сетует Росс. Это признают и ближневосточные лидеры, понявшие, что для защиты собственных интересов им надо обращаться к России, добавляет он.
Другим последствием политики Обамы, транслировавшего нежелание США применять силу для изменения ситуации в регионе, стало то, что традиционные партнеры Вашингтона осознали необходимость принятия собственных мер, продолжает Росс. Несмотря на то, что это обстоятельство само по себе не так уж и ужасно, в отдельных случаях действия союзников могут оказаться контрпродуктивными — как, например, получилось в результате вторжения Саудовской Аравии в Йемен, обернувшегося для эр-Рияда тяжелыми последствиями, пишет дипломат.
Чтобы исправить ситуацию, Вашингтону необходимо восстановить уверенность в надежности США и их готовности не допускать пересечения «красных линий», убежден автор. Для этого американскому руководству следует, среди прочего, дать понять Ирану, что нарушение договоренностей между Тегераном и «шестеркой» государств о ядерной программе обернется для страны не только экономическими, но и военными мерами, считает он.
Как полагает дипломат, США также необходимо совместно с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива и Израилем сформировать план по противодействию шагов Ирана, который применяет шиитские ополчения для дестабилизации региональных режимов. Наконец, Вашингтону следует дать понять Москве, что если она продолжит поддерживать Асада, не заставляя его при этом соблюдать «венские принципы», США будут вынуждены совместно со своими партнерами создать несколько бесполетных зон над Сирией, убежден Росс. «Путин и ближневосточные лидеры понимают логику принуждения. Ее нам и пора вновь применить», — в заключение отмечает он.