Главы МВД стран Евросоюза одобрили механизм «аварийного тормоза» для стран, с которыми ЕС имеет безвизовый режим.
Это явная подстраховка на случай, если жители Украины решат использовать отсутствие виз с Европой для массового нелегального трудоустройства. Впрочем, и само предоставление безвизового режима вовсе не гарантировано — особенно для Турции.
Главы МВД 28 стран — членов Евросоюза на заседании в пятницу в Брюсселе одобрили предложения Еврокомиссии (ЕК) по внесению изменений в механизм приостановки безвизового режима с третьими странами. Эти изменения предложены ЕК ввиду планируемой отмены виз для краткосрочных поездок в страны ЕС граждан ряда государств (в том числе Украины, Грузии, Турции и самопровозглашенной Республики Косово).
Как поясняет Associated Press, механизм приостановки безвизового режима, который одобрили главы МВД ЕС, подразумевает: у руководства Еврокомиссии будет право временно приостановить действия этого режима на непродолжительное время «в случае чрезвычайных происшествий или на основе установленных критериев».
Причиной приостановки может стать рост или резкое увеличение потока нелегальных мигрантов, или большое количество безосновательных прошений о предоставлении статуса беженца. Предполагается, что этот механизм должен стать «последним средством» в руках Еврокомиссии.
По итогам заседания глава МВД председательствующих в Евросоюзе Нидерландов Клаас Дийкхоф сделал заявление, которое можно считать признаком возрастающего скепсиса руководства ЕС по отношению к идее введения безвизового режима для «кандидатов в европейцы».
«Либерализация визового режима имеет большие преимущества для стран ЕС и третьих государств. Тем не менее нам нужен аварийный тормоз для всех освобожденных от виз стран, чтобы не было злоупотреблений либерализацией визового режима», — цитирует РИА «Новости» заявление министра внутренних дел Нидерландов (чье население, напомним, на референдуме высказалось против ратификации соглашения о евроассоциации Украины).
Евросоюз — не резиновый
Заметим, что буквально накануне обсуждения министр иностранных дел Украины Павел Климкин решил сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что, по данным украинских властей, ЕС не планирует переносить ввод безвизового режима для Украины.
Действительно, Евросоюз не отказывается (по крайней мере пока не отказывается) от введения безвизового режима в отношении Украины и других соискателей. Для Киева этот вопрос был и остается важнейшим в имиджевом отношении — въезд без виз в Европу можно предъявить в качестве реализации того, за что участники переворота 2014 года боролись на Майдане.
Но, как неоднократно отмечалось, безвизовый режим с Евросоюзом очевидно требуется большинству выезжающих украинцев не столько ради осмотра европейских красот, сколько для заработка. Как накануне отметил в беседе с украинским порталом Golos.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, в прошлом году порядка 200–250 тыс. украинцев получили разрешение на работу в одной только Польше.
Кроме того, часть граждан Украины выезжает на сезонные работы с туристическими визами, позволяющими пребывание на территории Шенгенской зоны в течение 90 дней, хоть и не позволяющие работать там. Но сейчас все желающие не могут получить визу из-за огромных очередей. Притом что, по мнению Охрименко, ближайшие европейские соседи — Польша, Венгрия и Румыния — заинтересованы в притоке дешевой рабочей силы с Украины.
Однако в Брюсселе, похоже, придерживаются иного мнения. Напомним, 13 марта комиссар Евросоюза по вопросам миграции и внутренних дел Димитрис Аврамопулос напомнил гражданам Украины, что введение безвизового режима между их страной и Евросоюзом не предполагает права на получение работы в странах — членах ЕС. Чуть позже стало известно, что по итогам 2015 года существенно ухудшилась статистика выдачи виз гражданам Украины «в части показателя отказов».
Теперь же Евросоюз явно решил обезопаситься от наплыва нелегальных дешевых рабочих рук — ЕС оставляет за собой право «прикрыть» безвизовую «дверь», если слишком много граждан Украины попытаются приехать в Европу на заработки.
«Формально предоставить, в то же время не предоставлять»
«Формально Климкин прав, европейская бюрократия пока еще не выступила против ввода безвизового режима с Украиной, — заметил директор украинского Центра евразийских исследований, политолог и публицист Владимир Корнилов. — Но это, во-первых, пока. Во-вторых, европейские бюрократы в Брюсселе судорожно придумывают новую формулу по предоставлению безвизового режима Украине и Турции, которую можно будет прикрыть в любой момент». Речь идет о том, чтобы как бы формально дать безвизовый режим, а де-факто его не давать, пояснил политолог.
«ЕС сможет останавливать безвизовый режим в любой момент, когда в Брюсселе посчитают, что усилился поток мигрантов, или в случае угроз безопасности», — отметил Корнилов. Получается, что Украина, Турция и другие страны тратят огромные средства, меняют законодательство, чтобы соблюсти все требования ЕС, но толком ничего не получают, отметил политолог. «Европа сможет в любой момент сдать назад этот безвизовый режим, а Украина и Турция не смогут вернуть средства и отыграть назад реформирование всего законодательства», — сказал Корнилов.
Не самое разумное решение для данного момента
В пятницу неутешительный для Киева и Анкары (а также для Тбилиси и Приштины) сигнал пришел из самого Брюсселя. Пока собравшиеся в бельгийской столице главы МВД Евросоюза обсуждали «изменения в механизм приостановки», госсекретарь Бельгии по предоставлению убежища и миграционной политике Тео Франкен высказался однозначно против отмены Евросоюзом краткосрочных виз для граждан Турции, Украины, Грузии и Косово. «Я думаю, что в ситуации с миграционным кризисом было бы не самым разумным предоставлять странам визовую либерализацию в данный момент», — заявил Франкен.
Ранее бельгийские власти не были замечены в столь однозначном «негативе» по отношению к введению безвизового режима.
Эрдоган пообещал не горевать
В отличие от главы МИД Украины Климкина, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не стал выдавать желаемое за действительное. В пятницу турецкий президент заявил, что он не расстроится, если Брюссель не упростит визовый режим для граждан его страны.
По всей видимости, раздосадованный явно наметившимся охлаждением в отношениях Брюсселя и Анкары Эрдоган осыпал упреками европейских партнеров. Он напомнил о том, что Турция с 1963 года продолжает переговоры по членству в ЕС. По его словам, ЕС по-иному относится к странам, которые населяют мусульмане. «Сегодня в Германии проживает 3 млн мусульман, а в целом в Европе число мусульман достигло 15–20 млн человек. Поэтому подобный подход к Турции вызывает негодование. Они пытаются использовать тему упрощения визового режима в качестве козыря по сирийскому вопросу», — добавил Эрдоган.
При этом Турция продолжает торг — накануне пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын заявил, что страна не уступит требованию Евросоюза, который выдвинул в качестве условия отмены визового режима с Анкарой пересмотр турецкого антитеррористического законодательства.
«Операция «Блеф»
Эрдоган давным-давно поставил крест на вступлении в Европейский союз и де-факто проводит лишь пропагандистскую политику по этому вопросу, отметил политолог, директор Центра „Ближний Восток — Кавказ” Станислав Тарасов.
«Условия, которые выставил Евросоюз для безвизового режима перед Турцией, откровенно говоря, невыполнимы. Эрдоган и его окружение уже не надеются на безвизовый режим или вступление в ЕС, — считает собеседник. — Турция с ее огромной мусульманской массой в Европу не влезет. Идет операция „Блеф”, смысл которой заключается в показе кемалистски настроенным туркам, что делается все возможное для вступления в ЕС», — сказал Тарасов.
Собеседник считает, что ввод безвизового режима с Турцией в нынешних условиях будет для Европы тотальной катастрофой. «Эрдоган вызывающе торгуется с европейцами по поводу беженцев. Европейским бюрократам, в свою очередь, ничего не остается, как вести с ним диалог, так как они находятся в очень сложном положении из-за массового наплыва беженцев. Одновременно с этим Европа как часть Запада полностью отказаться от Турции не может — сильно наследие холодной войны, когда Анкара выполняла все требования Запада против СССР», — подытожил специалист по Турции.