Латвия намерена отгородиться от Белоруссии стеной

Опубликовано 14 май 2017.
 МВД Латвии развивает идею строительства на границе с Белоруссией забора с колючей проволокой, который будет призван защищать страну Евросоюза от нелегальных мигрантов, контрабандистов и других преступников.

Протяжённость ограждения составит 120 км, примерная стоимость — около €10 млн. На границе с Россией похожая стена уже возводится, но чтобы отгородиться ещё и от Белоруссии, потребуются дополнительные средства. Насколько оправдан подобный проект, кто его оплатит и когда могут начаться работы — разбирался RT.

Стена между «цивилизациями»

МВД Латвии представило текст доклада, который правительство рассмотрит на следующей неделе. Одно из положений этого документа привлекло особое внимание журналистов: в нём говорится о заборе, который, согласно плану, начнут строить в 2018 году на границе с Белоруссией. Его протяжённость составит 120 км, указывает латвийское информационное агентство LETA.

Пока проект не утверждён правительством, министерство занимается проработкой его технической стороны.

По имеющимся сведениям, это будет конструкция высотой не менее двух метров, преимущественно из металла, с колючей проволокой, а также видеокамерами и различными сенсорами. Судя по всему, «антииммигрантская» стена на границе с Белоруссией будет такой же, какую сейчас строят на границе с Россией.
Напомним, что Латвия в 2015 году приняла решение возвести на отдельных участках границы с Россией заграждение общей длиной порядка 90 км. На его сооружение власти в течение четырёх лет потратят более 17 млн евро. Высота такого забора в тех местах, где он уже установлен (это в общей сложности 23 километра), с учётом колючей проволоки составляет 2,7 метра. Сам забор дополнен камерами видеонаблюдения и датчиками движения.

Как следует из нынешнего доклада МВД Латвии, стоимость строительства 120-километрового заграждения на границе с Белоруссией составит 9,6 млн евро. Однако пока в бюджете ведомства необходимые расходы не заложены — для этого требуется решение правительства.

«Немного странное решение, конечно. Во-первых, протяжённость белорусско-латвийской границы — 173 км. Как будут закрыты оставшиеся 50 километров? Может, их специальным репеллентом от иммигрантов обработают? — иронизирует в комментарии для RT белорусский политтехнолог Виталий Бурбо. — Да, проблема нелегальных мигрантов, пытающихся попасть в ЕС через Белоруссию, существует. В Польшу, Литву и Латвию через нашу страну по отлаженным каналам попадают кто? Это вьетнамцы, пакистанцы, бангладешцы и россияне в основном. Такова статистика белорусских пограничников».

По словам эксперта, на самом деле нелегалы — не главная из пограничных бед. Более остро пока стоит проблема контрабанды на белорусско-литовской и белорусско-латвийской границе. Дело в том, что в Литве и Латвии (как и во всём ЕС) в разы дороже, чем в Белоруссии, автомобильное топливо и сигареты. Вот почему пограничники то закопанный шланг найдут, проложенный из белорусской деревни в латвийскую, то перехватят плот с сигаретами и GPS-маяком, сплавляемый по Неману в Литву.

«Но главная причина строительства подобных стен — всё же идеологическая, — считает Виталий Бурбо. — Неофиты Европы — Литва и Латвия — так стараются подчеркнуть своё отличие. Вот мы, часть Европы и НАТО, демократические свободные страны, а вот они — Россия и её союзница Белоруссия — отсталые. В этом смысле строящиеся заборы должны символизировать барьер между двумя цивилизациями. А нелегальные иммигранты — просто хороший повод».

Спокойная реакция

О том, что нужно отгородиться специальным забором от России и Белоруссии, латвийские политики и чиновники рассуждают довольно часто. Однако большинство официальных заявлений на эту тему делает один человек — глава Государственной службы пограничной охраны Латвии Нормундс Гарбарс. О проекте стены на границе с Белоруссией он заговорил еще в ноябре 2016-го.

«Любое ограждение, за исключением трехметровой стены, можно физически преодолеть, однако главное максимально быстро, желательно в течение часа, констатировать, что произошло незаконное пересечение границы, — рассказывал Гарбарс уже в январе 2017-го. — Этот забор появится в тех местах, где людей, незаконно пересекающих границу, невозможно обнаружить в течение часа. Такой забор будет служить препятствием и вынуждать заранее готовиться — например, перерезать или сделать подкоп. Это в свою очередь даст пограничникам задел по времени, чтобы прибыть на место нарушения».

В Государственном пограничном комитете Белоруссии на эту инициативу отреагировали спокойно, назвав нормальной и полезной идеей. Его сотрудники не видят ничего плохого в том, что на границе будет размещено дополнительное оборудование, техника, системы слежения и контроля.
При этом они предпочитают не использовать термины «забор» или «стена». Их логику понять можно: если Латвия отгородится от Белоруссии «антииммигрантской» стеной, то она не сможет предъявлять официальному Минску претензии, что с белорусской территории в Латвию попадают нелегалы.

Не новая идея

Европейские соседи Белоруссии не впервые строят планы отгородиться от неё стеной. В предыдущий раз это обсуждалось в 2013 году, когда в Белоруссии бушевала африканская чума свиней (АЧС), уничтожившая более трети свинского поголовья в стране. По сути, полностью проблема с этой болезнью не решена до сих пор. Тогда Литва предложила отгородиться от Белоруссии стеной протяженностью 500 километров — это было актуально, поскольку эпизоотия африканской чумы свиней охватила западные районы Белоруссии, граничащие с Литвой и Польшей.

2 июля 2013 года глава ветеринарно-продовольственной службы Литвы Йонас Милюс заявил журналистам: «Сложившуюся в соседней стране ситуацию мы оцениваем как угрожающую и практически неуправляемую». По его словам, первый очаг АЧС был обнаружен в Гродненской области в 30 км от границы с Литвой, а новый — зафиксирован в Витебской области у границы с Латвией. Тогда, летом 2013-го, волна паники быстро достигла Брюсселя.

Дело в том, что если бы АЧС из Белоруссии распространилась в Литву или Латвию (страны-члены ЕС), то прекратить экспортировать свинину и продукты из неё был бы вынужден весь Евросоюз, что повлекло бы многомиллиардные убытки.

Тогда проект строительства 500-километрового забора на границе Литвы и Белоруссии обсуждался в Литве на самом высоком уровне. (Протяжённость литовско-белорусской границы составляет 677 км, но на некоторых участках на этой линии уже имеются специальные заграждения, ранее построенные пограничниками). По задумке литовской стороны, такой забор, сооружённый на средства Евросоюза, смог бы прекратить свободное передвижение диких зверей. И прежде всего — диких кабанов, наиболее вероятных переносчиков АЧС.

«Это было бы примерно то же, что строится вдоль автострад, чтобы звери не выбегали на проезжую часть, — рассказывал позже в интервью Йонас Милюс. — Если бы наше предложение одобрили, то 75% средств на финансирование работ поступило бы из ЕС, 25% пришлось бы вложить Литве». По его оценке, при наличии средств заграждение можно было бы соорудить всего за два-три месяца.

В том же июле 2013-го польские ветеринарные службы выступили с инициативой соорудить на белорусской-польской границе специальный забор длиной 420 километров (общая протяженность границы — 450 км). Его задача аналогична литовскому проекту — защитить территорию как самой Польши, так и всего Евросоюза от перемещения диких кабанов — переносчиков африканской чумы свиней. Поляки также рассчитывали на деньги из Брюсселя, который должен был профинансировать от 50% до 75% всех противоэпидемических мероприятий.

Однако в итоге те заборы так и не были построены. Белорусы пригасили вспышку свиной чумы за счёт тотального уничтожения животных на заражённых колхозных фермах и на частных подворьях. Так что поляки и литовцы ограничились оборудованием специальных систем дезинфекции (автомоек) на пограничных переходах и запретом провозить из Белоруссии любое мясо.

Другие мировые новости

Все мировые новости
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости