Многие страны так или иначе вмешиваются или стараются вмешаться во внутренние процессы соседних и иных государств. Выборы всех уровней, начиная от муниципального и заканчивая избранием лидера страны, — не исключение.
Политический аналитик и независимый журналист Александр Асафов утверждает, что если рассматривать ситуацию противоправного вмешательства в выборы государства абстрактно, то, как правило, внешние акторы вполне логично поддерживают те политические силы внутри другой страны, которые максимально лояльны к вмешивающейся стороне и на которые вмешивающийся может оказать влияние.
«Силы, оппонирующие действующей власти, в будущем могут проводить ту политику, которая выгодна вмешивающейся стороне. За этим, как правило, следует уменьшение суверенитета той стороны, в дела которой произошло вмешательство. А внешний актор получает экономические или иные преференции, например, контроль над месторождениями энергетических ресурсов, либо контроль над недрами», — объясняет эксперт.
По словам Александра Асафова, вмешательство в выборы другого государства может происходить тогда, когда внешнему актору кажется, что существование такого конкурента угрожает его развитию и стабильности. Либо же эта страна препятствует вмешивающейся стороне контролировать третьи страны, опять же, ради политических и экономических преференций.
«Теперь стоит отдельно остановиться на том, с помощью каких методов происходит вмешательство в электоральные процессы. Как правило, внешний актор начинает поддерживать ту или иную оппозицию, причем совершенно разными способами.
Начиная от открытой внешнеполитической поддержки с помощью иностранных СМИ, которые создают определенную информационную повестку, и заканчивая скрытым финансированием, сговорами, обучением. Иногда в ход идет шантаж и компромат. Вмешивающийся взращивает своих лидеров, чтобы они, придя к власти, продавливали именно тот вариант развития событий, который устраивает соседнюю, хотя и необязательно, страну, заинтересованную в смене власти», — заключил политический аналитик.
Эксперт РИСИ Сергей Михайлов говорит, что одним из самых активных государств, которые регулярно вмешиваются в дела других стран, нарушая их суверенитет, являются Соединенные Штаты Америки.
«США постоянно вмешиваются в дела других государств, у них это что-то вроде своеобразного «закона природы». Эта история имеет очень глубокие корни, начиная от вмешательства в дела Латинской Америки еще в XIX веке. Нельзя не остановиться на крупной операции США по вмешательству в дела Европы — Вторая Мировая война закончилась вмешательством в избирательные процессы в Италии и Франции именно для того, чтобы не дать коммунистам победить, в ходе этой операции были задействованы непосредственно американские спецслужбы.
Если говорить о последних примерах вмешательства США в выборы, то это Сербия, когда победил кандидат на пост главы государства, который был соперником Милошевича. Резюмируя, можно констатировать, что вмешательство в электоральные процессы — это традиционный инструмент американской внешней политики», — поясняет Михайлов.
Вмешательство в выборы, продолжает он, приводит к совершенно разным последствиям: если государство слабое и так или иначе зависит от американских финансов, то Штатам удается навязать этой стране свою собственную повестку.
«В качестве примера отлично подходит Италия. После Второй Мировой войны коммунистам на выборах так и не удалось одержать победу», — утверждает спикер.
Подобные действия, считает эксперт РИСИ, приводят к дестабилизации ситуации в стране, в дела которой произошло вмешательство, как, например, это произошло в Киргизии во время так называемой Тюльпановой революции.
«Но если страна является «устойчивым организмом» с крепкой государственностью, у которого есть прочная историческая, я бы даже сказал, духовная основа и надежный политический фундамент, как, например, в Иране, то любые попытки использовать внутренние проблемы государства для того, чтобы «раздуть» их и превратить в некий разрушительный политический процесс, обречены на провал», — резюмирует Сергей Михайлов.
Чтобы исключить вмешательство в свои внутренние дела, страна должна четко осознавать себя как самостоятельное государство, которое опирается на исторические корни, уверен собеседник агентства.