Аналитик о «деле Бутиной»: В Америке начался 1937 год

Опубликовано 18 июль 2018.

15 июля в США задержали россиянку Марию Бутину. Широко известная в России как председатель межрегиональной общественной организации «Право на оружие» и пожизненный член Национальной стрелковой ассоциации США (NRA) Бутина с 2016 года по студенческой визе проживала в США. После аспирантуры она поступила в Американский университет в Вашингтоне, где защитила работу по общественно-политическим движениям в США, получив степень магистра в сфере международных отношений.

Примечательно, что информация о задержании Бутиной стала достоянием общественности лишь на следующий день после этого события — сразу после окончания встречи в Хельсинки президентов Владимира Путина и Дональда Трампа.

Под прицелом косой Фемиды

Первоначально СМИ опубликовали сведения, согласно которым Бутина обвинялась чуть ли не в шпионаже в пользу России. Это известие вызвало невероятный шум в Штатах, ибо стало логическим продолжением озвученного 13 июля заместителем генпрокурора США Родом Розенштейном сообщения о якобы имевшем место вмешательстве «12 офицеров ГРУ в выборы президента США в 2016 году».

Чуть позже появились уточнения. Исходя из них, можно было понять, что Мария Бутина обвиняется американскими властями в «сговоре с целью работы иностранным агентом без регистрации» и «работе иностранным агентом без регистрации».

Согласно информации, опубликованной министерство юстиции США, Бутина с 2015 года по февраль 2017 года она работала «по распоряжению высокопоставленного официального лица российского правительства, которое раньше было депутатом российского парламента, а затем стало высокопоставленным представителем в Центральном банке России». Имя «высокопоставленного официального лица» Минюст США, не опубликовал, но зато уточнил, что данное лицо находится под санкциями.

Основываясь на этих указаниях, можно догадаться, что речь идет об Александре Торшине, бывшем члене Совета Федерации от правительства Республики Марий Эл, в январе 2016-го ставшего заместителем председателя — статс-секретарем Банка России. 6 апреля 2018 года Торшин оказался включен в санкционный список США.

Александр Торшин является членом Попечительского совета Федерации практической стрельбы РФ, а также, как и Мария Бутина, — пожизненным членом NRA. Если верить открытым источникам, Бутина и Торшин в бытность того членом Совета Федерации вместе работали над совершенствованием нормативного регулирования оружия и самообороны в РФ…

Так или иначе, минюст США инкриминировал Бутиной желание «использовать личные связи с лицами в США, влияющими на американскую политику», «налаживание неофициальных контактов» и «проникновение в организации, действующие в политике США», дабы лоббировать интересы России.

Между прочим, по словам адвоката Бутиной Роберта Дрисколла, его подзащитная не так давно добровольно давала показания в спецкомитете по разведке Сената США. Мало того — предоставила американским властям множество документов, снимающих подозрения в ее противоправном поведении на американской территории. В результате спецкомитет по разведке Сената США никаких действий санкционного характера по отношению к Марии Бутиной предпринимать не стал.

Из этого можно сделать вывод, что в тот момент показания Марии представителей американских властей вполне удовлетворили. Но стоило Дональду Трампу, яростно воюющему с настроенной крайне антироссийски оппозицией, отправиться на встречу с Владимиром Путиным, как Мария Бутина внезапно вновь оказалась под прицелом американской Фемиды!..

Симптоматично, не правда ли?

«Ты, наверное, из KGB»

Федеральное агентство новостей обратилось к политологу, публицисту, специалисту по американской внутренней и внешней политике Дмитрию Дробницкому с просьбой прокомментировать задержание в Вашингтоне Марии Бутиной.

— Дмитрий Олегович, случайно ли «дело Бутиной» совпало по времени с саммитом в Хельсинки?

— Вероятность такой случайности — одна на миллион. Так что совпадение не случайно. Задержание Марии Бутиной специально подгадали под саммит Путина и Трампа, под эту попытку окончания «Холодной войны».

— Зачем?

— Чтобы дискредитировать принципиальную возможность налаживания контактов между Россией и Соединенными Штатами Америки даже не на уровне лидеров стран, а на уровне самого гражданского общества. Это было сделано специально и исключительно в политических целях.

— Что может являться доказательствами такого вывода?

— Когда понеслась лавина обвинений в адрес Трампа, многие американские СМИ действовали словно по команде. Выглядело это даже хуже, чем в передовицах газеты «Правда» советских времен. Буквально одномоментно множество американских изданий на своих первых полосах разместили рядом два заголовка. Первый — о «предательстве» Трампа в Хельсинки и второй о Бутиной — «разоблачена русская шпионка Бутина со связями в Республиканской партии и стрелковой ассоциации».

— Иными словами, эти два события подавались как звенья одной цепи?

— Именно. Что говорит нам о безусловной спланированности и скоординированности двух пиар-кампаний. То есть Марию Бутину задержали по политическим соображениям. Надо полагать, глобальным либералам очень не нравится, что консерваторы России и США потихонечку находят общий язык…

— Чем больше знакомишься с материалами «дела Бутиной», тем больше появляется ощущение, что оппоненты Трампа в США бьют, что называется, по площадям. Им все равно, кто из граждан России угодит под удар. Абсолютно не имеет значения, связан ли данный человек с российским правительством или нет. Главное, чтобы жертва имела гражданство РФ. Де-факто это дает американским властям повод обвинить человека в нанесении какого-либо ущерба США и классифицировать его как «агента Путина». У вас нет такого ощущения?

— Да, такой тренд имеет место. Даже меня — независимого политолога, не получающего никакой зарплаты от правительства РФ или иных наших госструктур, частенько называют на Западе «прокремлевским журналистом». Так что для многих в Штатах гражданство Российской Федерации действительно равняется званию «агент Путина». Причем не идентифицированного сотрудника российских спецслужб, а массово воспринимаемого на бытовом уровне «агента» уровня «ты, наверное, тоже из KGB».

Изжить наследие «холодной войны»

— Могла ли Мария Бутина, как утверждают в США, по распоряжению Александра Торшина стремиться проникнуть в американский политикум, чтобы лоббировать там российские интересы?

— Давайте я вам опишу свое видение ситуации. Напомню, что господин Торшин, будучи еще зампредом Совета Федерации, являлся членом Попечительского совета Федерации практической стрельбы РФ. Вопреки мнению большинства состава Совета Федерации, Александр Порфирьевич поддерживал идею совершенствовании нормативного регулирования прав граждан РФ на самооборону и ношение оружия. В этом взгляды господина Торшина совпадали с мнением Марии Бутиной. То, что общественная активистка смогла найти поддержку у достаточно высокопоставленного и известного политика, это нормальная практика любых демократий.

— Бутина работала на Торшина?

— Нет, не работала — у нее был в России свой бизнес. Бутина — очень известная бизнесвумен. Так что контакты Торшина и Бутиной были связаны исключительно с тем, что у них были одинаковые убеждения. В конце концов, они оба являются членами NRA, а туда случайных людей, тем более иностранцев, не приглашают. Именно Мария Бутина в свое время организовывала в России встречу делегации NRA с представителями общественной организации «Право на оружие». Она же, вместе с внучкой Эйзенхауэра, пыталась наладить студенческие контакты между Россией и США. Мария Бутина вела исключительно общественную деятельность, ни в коей мере не направленную на какую-либо разведку или подрыв американской демократии, в чем ее уже обвиняют либералы из Штатов. Мария трудилась над тем, чтобы изжить наследие «Холодной войны» и позволить российскому и американскому народам свободно общаться.

— Вам самому доводилось принимать участие в мероприятиях, организованных Марией Бутиной?

— Да, доводилось. Прошлым летом в конце августа в Москву на встречу со своими коллегами приезжала группа американских и канадских консерваторов. К сожалению, эта встреча, в которой я тоже принимал участие, получила крайне слабое медийное освещение. Тем не менее, это было очень полезное мероприятие. Спонсировали эту московскую встречу общественных активистов бизнесмены, с которыми контактировала как раз Мария Бутина. Причем она действовала не по линии своих знакомств в NRA, а по линии своих бывших бизнес-связей. Повторюсь, Мария выступала исключительно как общественный активист. Таким образом, на сегодняшний момент мы имеем дело с политически мотивированным арестом общественной активистки, весь «грех» которой заключается в том, что она налаживала контакты друг с другом не либералов, а консерваторов.

«Мы были на грани!..»

— По мнению многих, «дело Бутиной» может быть использовано в США не только непосредственно против Трампа, но и против NRA. Насколько Национальной стрелковой ассоциации является в Штатах серьезной политической силой?

— Конечно, эта некоммерческая ассоциация, объединяющая в США сторонников права граждан на хранение и ношение огнестрельного оружия, является лоббистской структурой. Это самая большая общественная организация в США. Так что NRA — это нормальный, достаточно сильный политический «рычаг». В ассоциации, кроме рядовых граждан США, состоит немало представителей американского истеблишмента, несомненно оказывающих большое влияние на политику. В победе Трампа на президентских выборах NRA сыграла немалую роль, и такую же серьезную роль она будет играть на грядущих промежуточных выборах в Конгресс. И это нормально!

— А что не нормально?

— То, что я до сих пор не вижу никаких активных действий со стороны NRA, направленных на защиту Марии, являющейся членом этой организации.

— Такие действия, по-вашему, должны быть предприняты?

— Конечно. Я прекрасно помню те комплименты, которые расточали в адрес Марии американцы — владельцы «золотых звезд». Это те, кто пожертвовал NRA более миллиона долларов. Те, кто с подачи Марии побывал в Москве и адресовал Бутиной самые теплые слова благодарности за возможность познакомиться с нашей страной, с нашими консерваторами, с тем, как у нас ведутся дискуссии. Эти американцы не раз говорили, что, может быть, правительства США и России не всегда могут договориться друг с другом, но на уровне общественных организаций наши страны могут договориться всегда. Ну, и где эти американцы сейчас, когда Мария Бутина находится в Штатах под политическим арестом? На мой взгляд, если NRA громогласно не вступится за Бутину, это будет со стороны Национальной стрелковой ассоциации просто позорно.

— Итак, что же происходит сейчас в Штатах? Давайте попробуем сделать некое резюме.

— Когда Дональд Трамп летел в Хельсинки, одной из задач американского президента было остановить неконтролируемое ухудшение отношений между Россией и США. Чем грозит неконтролируемое ухудшение отношений между двумя ядерными сверхдержавами, я думаю, никому объяснять не нужно. В интервью Шону Хэннети, журналисту телеканала Fox News, Дональд Трамп в какой-то момент разоткровенничался и сказал:

«Шон, ты просто не понимаешь… В какой-то момент мы были на грани!»

Кому-то из глобального «начальства» не понравилось, что то самое неконтролируемое ухудшение отношений было остановлено. Так что, конечно, не случайно перед саммитом в Штатах «вытащили» весьма сомнительное обвинительное заключение против «12 офицеров ГРУ». Конечно, не случайно, что за день до саммита в Вашингтоне была задержана Мария Бутина. А сразу после саммита, когда уже прошла пресс-конференция, появился пресс-релиз минюста США о «деле Бутиной», немедленно раскрученный в американской прессе. Ох, недаром Трамп называет либеральные СМИ Соединенных Штатов «врагами народа»!

— Перед нами — очередные результаты деятельности в Штатах пресловутого deep state?

— Deep state, корпорация «Холодная война» — как угодно можно называть это объединение, враждебно настроенное как по отношению к Трампу, так и по отношению к России, — сопротивляется из последних сил. При этом речь уже не идет о каких-то американских или западных ценностях. Мы просто видим, что, проскочив на курьерском ходу стадию маккартизма, политическая борьба в США, направленная в том числе и против окончания «Холодной войны», перешла в стадию самой натуральной «ежовщины». Перед нами просто какой-то американский 1937 год и преследования по политическим мотивам. На мой взгляд, всякий человек, хоть немного уважающий правовые и демократические ценности, просто обязан высказать свое мнение по этому вопросу и настаивать на освобождении Марии Бутиной.

Другие мировые новости

Все мировые новости
Новости парртнеров
 

Рекомендуем к прочтению

Самое читаемое за неделю

Новости партнеров
Загрузка...
 

Последние новости