Европейский парламент (ЕП) принял резолюцию с призывом ввести в адрес Венгрии меры из-за нарушения европейских норм и принципов верховенства права. Подробнее — в материале Федерального агентства новостей.
За этот документ свои голоса отдали 448 депутатов, 197 высказались против, ещё 48 воздержались. Заметим, что Европарламент впервые начинает обсуждать применение статьи 7 договора Европейского союза по отношению к Венгрии, в результате чего Будапешт может лишиться права голоса в Совете Евросоюза. Аналогичный процесс запустили в 2017 году в отношении Польши.
Ранее в комитет по гражданским свободам и правосудию ЕП поступили доклад и резолюция депутата Джудит Саргентини с предложением определить наличие «явного риска серьезного нарушения Венгрией ценностей, на которых основан союз». Также предлагается дать рекомендации властям, как исправить ситуацию в трехмесячный срок.
Как сообщает МИР 24, Венгрия критикуется за давление на независимые СМИ, отстранение от должностей независимых судей. Кроме того, официальный Будапешт, по мнению евродепутатов, не позволяют работать неправительственным организациям, которые оказывают помощь мигрантам и беженцам.
«Не только про экономику, но и про политику»
Политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Евгений Валяев прокомментировал ФАН санкции ЕС против Будапешта.
«К ЕС большинство европейских граждан всегда относилось в первую очередь как к экономическому союзу. Исторически это совершенно верно: прообразами нынешнего Евросоюза стали такие форматы, как Европейское объединение угля и стали и Европейское экономическое сообщество. Позже появился формат Шенгенского союза, а также зона единой европейской валюты. Все эти форматы были выгодны странам Европы, ведь они отвечали вызовам глобализации, устраняли бюрократические барьеры и стирали границы между людьми.
Но на сегодняшний день Европейский союз — это не только про экономику, но и про политику. ЕС стремится забрать как можно больше полномочий на межгосударственный уровень. Это приводит к тому, что страны Европейского союза по ряду вопросов теряют национальный суверенитет», — пояснил Евгений Валяев.
Но, заметил политолог, одно дело, когда потеря национального суверенитета происходит лишь на бумаге, а совсем другое дело, когда чиновники ЕС начинают вмешиваться в дела национальных государств. Именно этот пример предстает перед нами в лице Венгрии.
«И тут проблема не просто в том, что Будапешт не хочет соглашаться, например, с решениями Брюсселя по мигрантам. Проблемы куда серьезнее. В 2012 году у Венгрии появилась новая Конституция. Высший закон отказался от названия «республика» в наименовании страны, внес в нее такие термины, как «бог» и «христианство», которые по новой Конституции «объединяют венгров». Она также отменяет аборты, так как за государством закрепляется обязанность защищать жизнь с зачатия, а брак обозначен в Конституции как союз исключительно мужчины и женщины», — добавил Евгений Валяев.
По словам эксперта, эта весьма ортодоксальная и консервативная венгерская Конституция была не просто критически воспринята Европейским союзом: Брюссель начал оказывать давление с целью вернуть Венгрию к принципам либеральной демократии. Конфликт Будапешта и Брюсселя лежит на уровне глубоких идеологических разногласий, при которых консервативное и либеральное понимание демократии не просто разнятся, а противоречат друг другу.
«Конфликт Венгрии и ЕС должен будет в итоге дать ответ, чем является Европейский союз: межгосударственной организацией или имеет все-таки признаки государства. После начала выхода Великобритании из Евросоюза его позиции как надгосударственной структуры пошатнулись. Евроскептики хотят вернуть формат ЕС к институту, выполняющему вспомогательные функции, относящиеся в первую очередь к туризму, культуре и экономике.
Венгерский прецедент должен будет дать ответ на вопрос, какой формат будущего ЕС будет исполняться — европессимистический или еврооптимистический. Это решение коснется и российских интересов. Москве выгодно иметь дела с суверенными национальными государствами, которые самостоятельно и прагматично принимают решения по вопросам торговли и политики. Поэтому за позицию Венгрии в этом споре можно будет немножко попереживать», — резюмировал Евгений Валяев.