Россия и Турция продолжают сотрудничество по проекту "Турецкий поток", вторая нить которого пойдет в страны Европы. Это значит, что Киев потеряет большой объем транзита и миллиарды долларов. Подробнее читайте в нашем материале.
В понедельник, 19 ноября, президент России Владимир Путин присутствовал в Стамбуле на открытии морской части газопровода «Турецкий поток». Для Москвы и Анкары это очень важный и выгодный проект, который открывает новые перспективы и сулит выгоду. Кроме того, трубопроводом уже заинтересовался ряд европейских стран, которые хотят его продолжения.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии для «ПолитПазл» рассказал о преимуществах данного проекта для России и потерях, которые понесет Украина, чью ГТС Москва использует для транзита сырья в Европу.
Все хотят кусочек «Турецкого потока»От реализации первой и второй ниток «Турецкого потока» выиграют сразу несколько стран. В первую очередь, это будет Россия, которая сможет поставлять газ напрямую в Турцию, минуя нестабильную Украину, не раз прибегавшую к шантажу и несанкционированному отбору газа в собственные хранилища. Безусловно, вторым счастливчиком является непосредственно Турция, поддержавшая строительство трубопровода.
Юшков объяснил, что часть турецких компаний уже получили скидку на российский газ. Кроме того, Анкара получит надежную систему газоснабжения и транзитную прибыль, хотя она будет небольшой, так как транзитная часть газопровода будет непротяженной.
«Но сам факт того, что Турция замыкает на себя транзит газа из России, Азербайджана и потенциально из Ирана повышает значимость страны в международных отношениях», — сказал Юшков.
Кроме того, о своем желании участвовать в проекте заявили Греция, Болгария, Сербия, Венгрия и Словакия. И если Греция хочет продлить до своей территории первую нитку газопровода, то остальные рассчитывают на вторую нитку, которая пройдет через их территории. И, стоит отметить, они это получат.
Россию никто не остановитЭксперт отметил, что противодействовать реализации второй нитки «Турецкого потока» будут Киев, Вашингтон и Брюссель, однако у них ничего не выйдет. Украина и вовсе не является членом Евросоюза, поэтому даже не сможет поднимать вопрос запрета строительства газопроводов, а «Газпром» строит их в соответствии с законами ЕС.
«Там прописаны четкие правила, как построить газопровод. Поставщик газа дает заявку, в какой точке и объеме будет поставлять газ в определенный год. И европейские страны сами строят его. Поэтому задача «Газпрома» сейчас — заставить ЕС выполнить собственные законы. Аналогичным образом он действовал в отношении «Северного потока» и смог добиться разрешений на строительство», — пояснил Юшков.
По словам аналитика, давить на Болгарию и другие страны по маршруту второй нитки «Турецкого потока» будут США и Брюссель. Однако у нее есть определенный опыт. После того, как она отказалась от «Южного потока», ей не дали ничего из того, что обещали. К тому же Болгария сможет ссылаться на прецедент с «Северным потоком-2». Раз Германии можно строить газопроводы из России, то и ей также можно это делать.
Дела Украины — трубаВот кто потеряет больше всех, так это Киев, который стал заложником собственных необдуманных поступков и авантюризма. В поисках европейской поддержки и партнеров Киев решился на продажу 49% украинской газотранспортной системы (ГТС), оценив их в 7 миллиардов долларов. Однако результат оказался неутешительным: желающих купить ГТС в почти аварийном состоянии и без гарантии сохранения транзита не нашлось.
Юшков объяснил это тем, что нет никаких гарантий ее загрузки после 2019 года, когда истечет срок контракта с «Газпромом». Европейские страны понимают, что основной объем транзита с Украины уходит, а ГТС у них большая. Инвесторы могли бы найтись, если бы «Нафтогаз» сначала определил, какие конкретно трубы он будет использовать. Это можно сделать только в рамках переговоров с РФ и ЕС, тогда стало бы понятно, кого будут снабжать транзитом через Украину.
«Эти трубы оставить, а остальные избыточные разобрать. Тогда средства не распылялись бы на всю ГТС. Нынешняя неконструктивная позиция Украины ведет к тому, что Россия в будущем строить еще один газопровод в обход нее и полностью откажется от транзита», — считает эксперт.
Украина несет потери в газовых войнах против РоссииКиев крайне обеспокоен вырисовывающейся перспективой потери одного из крупнейших источников дохода страны. Бросив все силы на борьбу с «Северным потоком-2», Украина проморгала удар с другого фланга — «Турецкий поток», и теперь газовые войны обойдутся ей слишком дорого.
«С 2020 года Украина потеряет транзит газа, который по ее территории качался для нужд Турции — это 15,75 миллиарда кубометров, то есть это мощность первой нитки «Турецкого потока». Получается, что весь поставляемый из РФ в Турцию газ с 2020 года, а может и чуть раньше, будет поставлять напрямую по дну Черного моря. С того же года с Украины снимется как минимум 5 миллиардов кубометров, которые пойдут для Болгарии и Сербии. В итоге в 2022 году из-за запуска «Турецкого потока» Киев лишится 31,5 миллиарда кубометров транзита», — рассказал Юшков.
По мнению эксперта, сейчас трудно точно оценить финансовые потери, так как действующий контракт с Россией закончится 31 декабря 2019 года, а Киев всеми силами пытается повысить стоимость транзита российского газа в Стокгольмском арбитраже, но в целом можно сказать, что Украина будет терять сотни миллионов долларов в год.
Эта оценка подтверждается и главой украинского Совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Леонидом Униговским, который пожаловался, что ежегодные потери страны от сокращения транзита составят не менее пятисот миллионов долларов, что в перспективе нескольких лет превратится в многомиллиардные убытки.
Увы, в этой ситуации Киеву некого винить, так как он сам своей ненадежностью вынудил Россию искать и строить альтернативные маршруты транзита, которые обеспечат бесперебойные поставки и минимизируют любые риски.