Для максимального охвата аудитории в текущем году субсидированные кредиты на приобретение машины будут выдаваться без лимитов минимальной суммы первоначального взноса.
Минпромторг предлагает установить 10-процентную скидку при покупке автомобилей по ранее утверждённым госпрограммам "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль" вместо ранее планировавшихся фиксированных сумм 60 тыс. рублей и 100 тысяч рублей соответственно (см. таблицу).
— Проект постановления с этим предложением направлен на утверждение в правительство, — рассказал Лайфу источник в кабмине.
В 2017 году Минпромторг России создал спецпрограммы для поддержки спроса на автомобили: "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль". Чтобы претендовать на скидку в первом случае, машина должна быть действительно первой в собственности человека, чей возраст не достиг 30 лет; во втором случае возраст и предыдущие покупки авто роли не играют, но у человека должно быть двое или более несовершеннолетних детей. Использование этих программ будет сопровождаться письменным обязательством (которое попадёт в Бюро кредитных историй) в течение года больше не брать автокредиты.
Особый плюс в том, что эти инструменты можно использовать вместе со льготным автокредитом. Причём проценты уже будут начисляться на сумму договора с учётом скидки, а в сам автокредит можно будет включить стоимость каско. Если в прошлом году Минпромторг ограничил минимальный первоначальный взнос по автокредиту в 20%, то сейчас это условие решили вовсе отменить.
В 2017 году максимальная стоимость автомобиля, на который можно оформить скидку и автокредит, повысилась с 1,15 млн руб. до 1,45 млн руб. Максимальная государственная скидка по льготным автокредитам зафиксирована на отметке в 6,7%. Собственно, в 2016 году была ровно такая же, но она была привязана к ключевой ставке Центробанка (2/3 от ставки), очевидно, предполагая изменение ставки, чиновники решили отвязать от неё расчёт автокредита. Кстати, максимальная ставка кредитного договора также зафиксирована — 18%.
В правительстве рассчитывают, что новые программы и автокредиты помогут реализовать 398,5 тысячи автомобилей, что благотворно скажется на автопроме. На эти цели из казны выделяется 17,5 млрд рублей. Всего же на автомобильную отрасль в этом году Россия собирается потратить 62,3 млрд руб. — вдвое меньше, чем годом ранее. Именно эта экономия стала причиной появления таких узких и специфических программ, как "семейный" и "первый2 автомобиль, полагает аналитик по автопрому "ВТБ-капитала" Владимир Беспалов.
— Программы получились очень нишевые, кардинально на рынок они вряд ли повлияют. Ну и нельзя всё время поддерживать рынок за счёт тех же утилизации "автохлама" и "трейд-ина" (покупка нового авто вместе с продажей старого). Это временные меры, которые должны продолжаться в период резкого спада, чтобы компании смогли адаптироваться к новым условиям. Поэтому вполне логично, что поддержка спроса уходит в такие узкие сегменты, — отметил аналитик.