В ноябре стартуют тестовые торги новым эталонным сортом нефти российских компаний. Он должен повысить ее стоимость и отвязать ее от котировок Brent, а также исполнить давнее пожелание Путина о торгах за рубли.
Тестовые торги
Идея создания российского нефтяного эталона существует уже несколько лет. Сейчас нефть российских сортов Urals и ESPO (нефть, поставляемая по трубопроводу ВСТО) продается с дисконтом по сравнению с североморской Brent из-за отсутствия единого и прозрачного механизма ценообразования и гарантии поставок. Введение эталона, как считают чиновники, сделает российские сорта более ликвидными и снизит дисконт. Чтобы российский сорт признавался как ценовой ориентир покупателями на международном рынке, нужно, чтобы он торговался на бирже по прозрачной и понятной цене, транспортировка и объемы поставок нефти гарантировались всем участникам торгов, а объем торгов должен составлять не менее 10–15 млн т в год, или 3 млн барр. в сутки.
В июне 2014 года при Минэнерго была создана рабочая группа под руководством замминистра Кирилла Молодцова с участием представителей нефтяных компаний и профильных ведомств, где прорабатываются условия создания эталонного сорта нефти. Как отмечал в сентябре текущего года на конференции по глобальным рынкам нефтепродуктов Молодцов, Минэнерго рассчитывает, что первые торги новым сортом пройдут до конца 2015 года — середины 2016 года. Сначала будут тестовые сессии, потом фактические торги. Будет ли это Russian Urals или ВСТО — вопрос, который еще предстоит решить, пояснял замминистра.
Сейчас, как следует из презентации руководителя Санкт-Петербургской биржи (СПбМТСБ) Алексея Рыбникова, с которой ознакомился РБК, сформированы общие условия поставки российской нефти на экспорт через Санкт-Петербургскую биржу, разработаны правила клиринга и организованных торгов, спецификация фьючерса, а также доработано программное обеспечение для торгов. Проводятся обучающие семинары для нефтяников и других участников рынка. «Мы собираемся до конца 2016 года запустить торги российским сортом экспортной нефти, — сказал РБК первый вице-президент СПбМТСб Михаил Темниченко. — До конца текущего года будут организованы пробные торги».
Проект, о котором он говорит, предусматривает биржевую торговлю поставочными фьючерсными контрактами на российскую экспортную нефть, обеспеченными транспортировкой. В результате появится определяемая рынком прямая котировка, которая позволит создать биржевой механизм определения справедливой цены на российскую нефть — без привязки к иностранным эталонам (бенчмаркам), добавил Темниченко.
Согласно графику из презентации Рыбникова, запуск тестовых торгов пройдет с октября по декабрь 2015 года. Первые продажи намечены на ноябрь, уточнил РБК начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин (ФАС входит в рабочую группу при Минэнерго).
Неудачная попытка
В середине 2000-х годов был разработан новый стандарт — Rebco (Russian Export Blend Crude Oil). Эта смесь, по составу сопоставимая с Urals, предназначалась именно для биржевой торговли. Дебют Rebco состоялся на электронных торгах биржи CME Group в Чикаго в октябре 2006 года. Впоследствии стандарт был перенесен на Санкт-Петербургскую товарную биржу. Однако спросом нефть не пользовалась. Более того, попытки торгов на NYMEX обернулись полным провалом: почти за четыре года торгов не было заключено ни одной сделки.
По словам Темниченко, есть два варианта развития торговли: одновременный запуск двух контрактов — на Urals (в портах в Усть-Луге и Приморске) и ESPO (в дальневосточном порту Козьмино) — и запуск фьючерса первоначально только на Urals. Во втором случае цена на других направлениях — из порта Козьмино (ESPO) и портов Черного моря (Urals) — будет определяться с учетом дополнительных расходов к цене фьючерса.
Фьючерсный контракт будет торговаться в том числе в целях управления ценовыми рисками: помимо нефтяников в этом инструменте заинтересованы участники финансового рынка и инвесторы, утверждает Темниченко.
Он утверждает, что уже прошли переговоры как с крупными поставщиками нефти, так и с рядом ее потенциальных покупателей (трейдеров и зарубежных потребителей), а также с теми компаниями, которые хотели бы покупать российскую нефть, но не имеют возможности выходить на электронные торги и тендеры крупных российских компаний. Организация фьючерсных торгов нефтью на экспорт — первый шаг к формированию российского сорта нефти как бенчмарка, но ориентиром для цен на нефть из России он станет только тогда, когда участники рынка начнут ориентироваться на его котировку при заключении внебиржевых контрактов на другие сорта нефти, предупреждает замруководителя СПбМТСБ.
Мировая практика показывает, что для превращения сорта нефти в полноценный ценовой бенчмарк поток должен быть примерно 3 млн барр. в сутки, говорит Махонин из ФАС. По данным СПбМТСБ, объем одного поставочного контракта составит 100 тыс. т (720 тыс. барр.). Через биржу может продаваться 5–10 танкеров (3,6–7,2 млн барр.) нефти в месяц, большая часть объема торгов — это «бумажная» фьючерсная торговля, добавляет близкий к бирже источник РБК. Например, марка Dubai вообще не имеет физических поставок.
Для нефтяных компаний участие в торгах будет добровольным, для них будут экономические стимулы, рассказывает Махонин: сейчас Urals недооценен, он, по сути, является производной от Brent. Urals традиционно экспортируется в Европу, из него получается больше дизельного топлива, чем бензина. ФАС рассчитывает, что отсутствие привязки к Brent позволит продавать новый бенчмарк по цене, сопоставимой с Brent, добавляет собеседник РБК.
Мечта мелкого трейдера
Вице-президент Argus по странам СНГ Вячеслав Мищенко считает, что основными покупателями российской нефти через биржевой механизм могут стать трейдеры и небольшие компании. Сейчас на СПбМТСб идет торговля нефтью только для нужд внутреннего рынка за рубли и в небольших объемах. Эксперт прогнозирует, что продавцы сырья на экспорт будут осторожно подходить к участию в таких торгах: объемы поначалу могут быть небольшими, так как для поставщиков нефти особенно важны эффективность продаж и возможность удержать свои традиционные рыночные ниши. Если биржевой фьючерс даст им возможность торговать с премией по сравнению с долгосрочными контрактами и собственными спотовыми продажами, то для них это окажется выгодно.
Фьючерсные торги нефтью на экспорт на СПбМТСб имеют потенциал, говорит нефтетрейдер одной из крупных зарубежных нефтегазовых компаний: трейдерам это выгодно как расширение линейки инструментов торговли нефтью российских сортов. Выгоднее хеджировать Urals напрямую, чем через Brent. Он полагает, что наибольший потенциал по становлению бенчмарка у сорта ESPO (ВСТО), так как сорт Dubai, который считается сейчас бенчмарком, не имеет физической поставки. Для того чтобы ВСТО стала бенчмарком, нужно обеспечить бесперебойную торговлю физическими объемами этой нефти с большим количеством продавцов в объеме 10–15 млн т в год. Он полагает, что рост цены нефти российских сортов при торговле на бирже случится не сразу: новый продукт сначала торгуется с дисконтом, но с повышением ликвидности и объемов продаж цена может вырасти.
Появление российских нефтяных компаний на бирже увеличит ликвидность и позволит хеджировать ценовые риски, добавляет собеседник РБК. «Роснефть» поддерживает торговлю нефтью на экспорт на СПбМТСБ, говорит источник в компании. А вот у «Башнефти» нет лишних объемов для продажи на экспорт на бирже, сказал человек в компании: компании даже приходится покупать дополнительную нефть для переработки на своих заводах.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев сказал РБК, что на внутреннем рынке компания уже торгует нефтью за рубли (см. врез), а комментировать возможность экспортной торговли нефтью на бирже не стал. Представители других крупных компаний — ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти» и «Зарубежнефти» — не ответили на запросы РБК.
До открытия торгов следует предусмотреть целый ряд условий, в том числе по рублевым расчетам за поставки, предупреждает собеседник в «Роснефти». В частности, Банк России должен обеспечить клиринг для расчетов в иностранной валюте без участия банков-корреспондентов США и Европы. Также необходимо создать независимые от США торговые системы и предоставлять льготные рублевые кредиты тем покупателям, которые приобретают нефть на бирже с расчетами в рублях. Ну и напоследок следует обеспечить ликвидность биржевого рынка рубля. По его словам, об этом говорил президент «Роснефти» Игорь Сечин на президентской комиссии по ТЭКу 27 октября. Но изначально физические поставки нефти будут оплачиваться в долларах, говорит Темниченко из СПбМТСБ, а в рублях — только маржа с фьючерсов [торги без физической поставки]. Впрочем, Махонин из ФАС считает, что уже сейчас должна быть предоставлена возможность оплаты в рублях, несмотря на волатильность российской валюты.
Источник в «Роснефти» сомневается, что биржевые фьючерсы смогут в ближайшее время заменить тендеры компании по продаже нефти. С этим соглашается Махонин: он рассматривает такой вариант только в долгосрочной перспективе.