Новые правила обмена валюты на сумму выше 15 тысяч рублей действуют с 27 декабря, но у граждан уже накопились вопросы по их деталям. Почти всех интересуют сведения о клиенте, которые банки могут попросить указать в специальной анкете.
В положении ЦБ, вводящем новые правила идентификации, фактически составлен универсальный опросник, от которого должны отталкиваться банки. Они могут спрашивать обо всех паспортных данных, гражданстве, ИНН (при его наличии), контактных данных, характере отношений с банком, сведениях о финансовом положении, деловой репутации, источниках дохода.
Могут ли в банке попытаться узнать о клиенте что-то еще? Сведениями, предложенными ЦБ, организация может не ограничиваться, пояснили "РГ" в Промсвязьбанке. Перечень вопросов, как и анкета, устанавливается банком самостоятельно в правилах внутреннего контроля, которые не раскрываются. По словам доцента факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Василия Якимкина, в анкетах попадаются вопросы о том, является ли клиент руководящим лицом, а также о наличии у него гражданства или вида на жительство в другой стране.
Заставить клиента отвечать абсолютно на все вопросы анкеты банк не может. Как показали результаты эксперимента "РГ", в банках не упрашивают граждан выкладывать о себе все: ключевыми являются паспортные данные. Но у банка есть право отказать в проведении любой операции, если есть основания полагать, что она совершается в целях отмывания денег и финансирования терроризма. Вопросы о финансовом положении, деловой репутации и характере отношений с банком почти наверняка зададут клиентам с повышенной степенью риска, а также тем, кто является публичным должностным лицом. Не исключено, что некоторые банки спросят об этом по телефону, чтобы сократить время на обслуживание таких клиентов. Они имеют на это право.