Экономика Канады демонстрирует отрицательную динамику несколько месяцев, прогнозируется дальнейшее падение. Падение ВВП связано с замедлением активности в промышленности, нефтегазовом, горнорудном и розничном секторах канадской экономики.
Влияние резкого снижения цен на нефть для канадской экономики было недооценено, хотя на сырьевой сектор и связанные с ним отрасли приходится около пятой части от общего объема ВВП Канады.
Еще в июле 2015 года министр финансов не признавал, что экономика страны находится в рецессии.
Считается, что экономика находится в состоянии рецессии, если снижение ВВП происходит в течение двух кварталов подряд. Уже в первом квартале 2015 года, по данным Статистической службы Канады, ВВП упал на 0,6%. Цифры были отрицательными последние 6–7 месяцев.
По данным на ноябрь 2015 года, отмечен один из самых больших оттоков капитала в мировой развитой экономике.
Bank of America Merill Lynch, сообщает, что базовый баланс, который представляет собой сочетание текущего счета и счета движения капитала по итогам 12 месяцев, закончившихся в июне, перешел с профицита на уровне 4,2% ВВП к дефициту на уровне 7,9% ВВП.
Деньги, которые раньше рекой текли в Канаду на фоне нефтяного бума, теперь выводят из страны. Есть мнение, что эти средства выводят сами канадские инвесторы. Падение цен на нефть сделало инвестиции невыгодными.
Пока были высокие цены на нефть, все внимание было сосредоточено на развитии нефтяной промышленности (в северной части провинции Альберта). Проблема заключается в том, что нефтяные проекты Канады сосредоточены в нефтеносных песках, и они являются одними из самых дорогих в мире. Уже сейчас приостановлено 18 перспективных проектов в стране.
В то же время, канадские потребители до сих пор помогали компенсировать ущерб, нанесенный экономике, своей бесконечной готовностью брать в кредит и тратить, в результате долг домохозяйств вырос значительно, что представляет серьёзный риск, учитывая, что предложение рабочих мест сокращается, рост заработной платы останавливается.
При большой задолженности у канадцев существует опасность дальнейшего ухудшения положения. Налоговое бремя на среднюю семью составляет $1,69 на каждый заработанный доллар. Для сравнения, в США на пике кризиса отношение долга домохозяйства к доходу составлял 120%.
Кроме того, большая часть заемных средств ушла в недвижимость, непроизводственную сферу экономики, в результате чего цены на жильё выросли на 63%, по данным Deutsche Bank.
Постоянный рост цен на жилье — это риск для финансовой стабильности. Канадский кризис на рынке жилья может отразиться на экономике хуже, чем падение цен на нефть.
По некоторым оценкам, сектор недвижимости в Канаде составляет более четверти годового ВВП страны, если учитывать смежные отрасли, такие как финансирование и страхование. Пока, однако, экономисты наибольшую опасность видят в росте процентной ставки и возможном всплеске безработицы.
Если ситуация на рынке недвижимости начнет ухудшаться, то это повлияет на всю экономику. По данным Deutsche Bank, 7% рабочей силы Канады занято в строительстве, а значит, сектор имеет большое влияние на потребительские расходы.
Из-за приостановки проектов по добыче сланцевого газа и нефти, уровень безработицы уже вырос более чем в два раза до 7,1% , а по некоторым оценкам в ближайшее время составит 8,6%.
Банк Канады предполагал, что Китай продолжит свой рост еще лет 10, поэтому в надежде на рост цен на нефть и продолжение бума производства в Китае не уделял должного внимания увеличению задолженности домохозяйств и пузырю в сфере недвижимости.
Еще несколько лет назад Канада рассматривалась как новая энергетическая супердержава. Это было связано со стремительным ростом производства в Китае и большим спросом на сырье, который должен был обеспечить будущее многих поколений.
Высокий спрос на топливо и металл даже спровоцировал рост случаев воровства меди с электроустановок, что послужило причиной смерти около 10 канадцев (медь стоила $10 000 за тонну).
Пока инвестиции шли в нефтяной сектор, канадские производители продолжали страдать из-за низкой производительности и низкого спроса. Компании нефтяной и газовой отрасли, которые переоборудовали производство, воспользовались ростом отрасли. Развитие остальных отраслей остановилось.
В то время как цены на нефть продолжали падать, была надежда на то, что экономика США, основного торгового партнера, поддержит Канаду. Ослабление канадского доллара делало экспорт в теории более привлекательным. Но МВФ понизил прогноз роста экономики США, понизив его и для Канады.
Экспорт в США снизился на 0,5%, в результате дефицит торговли составил $3,34 млрд во втором квартале 2015 года. Компании и инвестиционные фонды продолжили выводить деньги во второй половине года, что нашло свое отражение в падении курса валюты и стоимости канадских активов. Канадский доллар в этом году упал уже на 11%, достигнув минимума за 11 лет против доллара США в сентябре.
За несколько лет экономика Канады превратилась из одной из самых устойчивых в одну из самых уязвимых. Можно было предположить, что падение цен на нефть ударит по развивающимся странам, но то, что это вызвало такие серьёзные проблемы у страны — символа экономической стабильности, стало сюрпризом.
Еще более удивительно, что в то время, как повсеместно понижаются рейтинги стран, у Канады остается высшая оценка ААА.