В настоящее время реальных оснований для заявлений об окончании эры углеводородов нет, заявил президент России Владимир Путин. По его словам, потребление нефти и газа продолжает расти, хоть и небольшими темпами
Выступая на Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле, президент России Владимир Путин констатировал, что реальных оснований для заявлений о закате эры углеводородов сейчас нет.
«В условиях падения цен на нефть более чем в два раза многие говорили о том, что эра углеводородов идет к закату, что надо уже сейчас полностью переориентироваться на альтернативные источники энергии. Думаю, реальных оснований для таких далеко идущих выводов пока нет. Во всяком случае, пока», — цитирует Путина «РИА Новости».
По словам президента, спрос на нефть и газ продолжает расти, хотя и не такими быстрыми темпами, как раньше. «Спрос на традиционные энергоресурсы поддерживается не только автомобилизацией и электрификацией таких огромных стран и экономик, как Китай, Индия, некоторых других государств, но и продолжающимся проникновением продукции нефте- и газохимии в самые разные сферы жизни человека, в промышленные процессы», — пояснил свою точку зрения президент России.
Ранее общественное внимание привлек спор Минэнерго и главы Сбербанка Германа Грефа о вероятности скорого исчерпания запасов нефти и газа. Греф в программе «Познер» заявил, что экономику России необходимо готовить к окончанию «века нефти и газа», запасы которых могут быть исчерпаны уже через полтора десятка лет. «Мы говорим о том, когда у нас этот монопродукт может закончиться. На мой взгляд, это примерно 2028–2032 годы, когда, по моему мнению — не факт, что я прав, — по всем ощущениям, по всем трендам, которые мы видим сегодня, не будет повторения такого суперсырьевого цикла. Надо к этому готовиться», — сказал Греф.
В качестве оппонента выступил замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, который сказал, что существующих запасов нефти и газа России хватит еще как минимум на 40–50 лет.
Весной 2016 года глава Минприроды Сергей Донской говорил, что доказанных запасов нефти России даже при сохранении высоких объемов добычи хватит до 2044 года. В то же время он предупредил, что в последние годы в общем объеме запасов растет доля трудноизвлекаемой нефти, а потому необходимо активизировать поиск и разведку новых месторождений.
2 сентября 2016 года в интервью Bloomberg Путин признал, что мог ошибиться в своем прогнозе об остановке мирового производства нефти при падении ее стоимости до $80 за баррель.
Интервью у Путина брал во Владивостоке главный редактор Bloomberg Джон Миклетвейт. «Два года назад вы говорили, когда цена на нефть упала до $80, что если это произойдет, то добыча нефти схлопнется», — напомнил он (цитата приведена согласно расшифровке интервью на сайте Кремля). «Цена все еще ниже $50, и добыча не прекратилась. Изменился ли ваш подход к этому вопросу?» — спросил Миклетвейт у Путина. «Если я говорил, что добыча нефти прекратится, то я ошибался», — ответил президент. Он добавил, что не помнит, где делал такой прогноз. «Видимо, сгоряча, но, по‑моему, я даже такого и не говорил, но может быть — не помню этого», — допустил глава государства.
В октябре 2014 года Путин в ходе пресс-конференции в Милане по итогам саммита ACEM заявил о крахе мировой добычи при сохранении цены на нефть на уровне $80 за баррель. «Я думаю, что цена выровняется, скорректируется — тем более что в удержании ее на достаточно низкой планке — $80 либо чуть выше — никто из серьезных участников рынка не заинтересован», — предсказывал тогда Путин. «Если взять нефть, которая добывается в Соединенных Штатах, то ее рентабельность — $80. Если мировые цены будут держаться на уровне $80, то все производство рухнет», — пояснил тогда свою позицию президент.