Экономист из Швеции, писатель и бизнес-спикер — о том, как нынешние фирмы должны действовать
в кризисное время, почему работодатель не принимает во внимание наше образование и как "корпоративная религия" компании Beeline способствует мотивации работников.
Проповедник новой экономики, соавтор, известный российской аудитории бестселлерами "Бизнес в стиле фанк" и "Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества" Кьелл Нордстрем снова в России. В четверг он провёл закрытый семинар для выпускников и студентов Стокгольмской школы экономики в Москве.
В своих работах Нордстрем занимается осмыслением современного мира бизнеса. Он выступал с докладами по стратегическому управлению более чем в 100 странах мира. Аудитория любит его за нестандартное видение развития экономических процессов и динамичный стиль выступления. Исследовательская компания Global Gurus поместила его на 22-е место мирового рейтинга топ-30 профессионалов в области менеджмента, а в европейском он занимает пятую позицию. Перед тем как провести мастер-класс для российских топ-менеджеров и раскрыть слушателям название его новой книги (выйдет в 2018 году) — Fuck Technology, — Нордстрем дал эксклюзивное интервью Лайфу.
Для тех, кто хочет заработать на кризисе
Использовать кризис в свою пользу, заработать на нём — гуманно, вполне себе естественный процесс, принятый обществом, даже если речь идёт не об экономическом кризисе, а о других глобальных проблемах (эпидемии, природные катаклизмы). Если говорить о рыночной экономике — бизнес в большинстве стран функционирует согласно этой системе, — то различные медикаменты в основном производят частные компании, для которых птичий грипп или любая другая эпидемия и есть хлеб.
Главный человеческий инстинкт — самосохранение, стремление выжить, что и определяет желание людей избегать риск. Но кризис — хорошее время для экспериментов. Он и заставляет нас действовать, искать всевозможные пути развития, принимать решения, даёт новые возможности. Не нужно бояться экспериментировать, наоборот, необходимо действовать методом проб и ошибок. Дело в том, что бизнес модели, устоявшейся в обществе, перестаёт работать, он просто не вписывается в стандарты сегодняшнего дня. То, что вы делали вчера, уже нельзя делать сегодня. Да, на вашем пути вы совершите много ошибок, но они необходимы для построения эффективной компании.
HR-специалисты ищут одарённый персонал
Сегодня компаниям важны личные качества сотрудника, их отношение и подход к делу, а не знания, как было раньше. Знания становятся всё более бесплатными, они перестали быть каким-то ограниченным ресурсом. Всё дело в этих электронных машинах, обращаясь к которым, мы можем получить доступ к любым наукам. С развитием технологий университеты потеряли монополию на знания, и теперь диплом хоть и остаётся абсолютной необходимостью, но уже не является гарантией стабильного будущего. Поэтому наши личные качества и то, как мы их применяем в работе, сейчас в приоритете. Многие компании ищут специалистов, чей склад ума и персональные качества будут соответствовать корпоративному духу компании. Какой подход и к чему должен быть у человека — к обслуживанию, к решению каких-то проблем или к социальным аспектам, — будет зависит от того, что нужно конкретной фирме.
Многие компании ушли от стандартного собеседования и стали организовывать кастинг соискателей, напоминающий тот, на котором отбирают героев для какого-нибудь телешоу: как обычно в шоу-бизнесе выбирают певцов или танцоров, так сейчас подбирают персонал. Такой нестандартный метод найма наблюдается в любых сферах бизнеса, и неважно, ищут нового пилота в авиакомпанию или сотрудника в офис. Так они пытаются понять, соответствуют ли характер соискателя и его видение рабочих процессов корпоративному духу компании. Что касается знаний, то их можно подтянуть.
Деньги со смыслом
Многие исследования говорят нам, что деньги делают людей счастливыми. Согласен, это работает, но до выхода на определённый уровень — 80 тысяч долларов в год, если говорить конкретно. Человек будет чувствовать себя счастливым, если у него в кармане есть 2000 долларов, а не ноль. Разница между этими суммами значительная. Если его доход увеличится с 2000 до 4000 долларов, он станет счастливее. Соответственно, от предыдущей суммы переходим к 15 000 долларов и становимся ещё более счастливыми. Такая тенденция сохраняется вплоть до 70—80 тысяч долларов (речь идёт о годовом доходе), после чего данный тренд счастья перестаёт работать, прибавление зелёных американских долларов уже не приносит той радости.
Помимо финансовых поощрений сотрудника следует мотивировать неким смыслом: объяснить ему его предназначение, для чего он всё это делает. Очень важно наполнять смыслом деятельность своего коллектива, так как все люди ненавидят бессмысленность.
И что касается смысла, здесь очень преуспела компания IKEA, которая следует принципу предельно низких цен. Не каждый бы смог купить себе новую мебель, если б не IKEA — просто-напросто не смогли бы себе её позволить. Делать людей счастливыми, продавая им мебель по доступным ценам — вот в чём заключается смысл их корпоративной религии.
Если помните, у Nokia был такой девиз: "Соединяем людей". И в этом тоже есть большой смысл: здорово предоставлять людям возможность объединиться. Похожий подход в России использует компания Beeline, которая обосновывает свою пользу тем, что даёт людям возможность связаться друг с другом, стать ближе, несмотря на огромные расстояния, и получить радость от общения.
Путь саморазвития проповедника новой экономики
На данный момент я работаю в 2 направлениях. Первое — провожу эксперименты над своим телом: изучаю российские методы подготовки тяжелоатлетов, занимаюсь гимнастикой и выполняю различные физические упражнения. Второе направление — путешествия. Я очень много перемещаюсь по миру и ещё до католического Рождества успею посетить 4 континента: Азию, Африку, Европу и США. Вы узнаёте мир, общаетесь с людьми разных стран, впитываете в себя их культуру и традиции и таким образом развиваетесь. Кстати, на мне сейчас футболка российского дизайнера Гоши Рубчинского.
В Азии я буду читать семинар в одном из университетов Нью-Дели о том, как меняется экономическая ситуация в Индии. Потом полечу в Америку на юбилей к своему другу: состоится вечеринка в честь его 50-летия. В Швейцарии, в Цюрихе, мне предстоит работа с группой швейцарских банков. До рождества успею ещё раз приехать в Москву, где выступлю на бизнес-форуме "Синергия" и проведу встречу с одной частной фармацевтической компанией, после чего сяду в поезд и отправлюсь в Петербург. Там я проведу лекцию для выпускников и студентов Стокгольмской школы экономики. А в Африке я планирую посетить национальный парк "Масаи-Мара" и посмотреть на побережье Кении. Там же вместе со своими друзьями собираемся обсудить планы на будущее — инвестиции в Республику Кения.
Куда нужно инвестировать сейчас?
Я рекомендую инвестировать в Кению, несмотря на то что эта страна сейчас развита достаточно слабо. Ведь это буквально вопрос времени. Очень скоро это государство в Восточной Африке станет фантастическим местом, займёт статус страны с хорошо развитой экономикой. К тому же Кения близко расположена к России, к Европе. Если бы были прямые рейсы, то можно было бы добраться из Москвы в Найроби за 5—6 часов.