Деньги в России приобретут большую долговечность. Новую технологию, которая позволяет этого добиться, Гознак собирается использовать при выпуске одной из новых банкнот, которые в этом году должны появиться в кошельках россиян.
Об этом, а также о том, какие деньги изнашивают быстрее, когда люди могут перестать пользоваться наличными, кому Россия поставляет "денежные знаки" на экспорт и за что Центральный банк Йемена должен быть нам благодарен, в интервью "Российской газете" рассказал гендиректор Гознака Аркадий Трачук.
Банк России определился с дизайном новых банкнот в 2000 и 200 рублей, которые в этом году должны поступить в обращение. Вы эскизы уже начали готовить?
Аркадий Трачук: Конечно. Летом нам уже предстоит сделать печатный проект, пробные банкноты, чтобы посмотреть, как все, что представляли себе в эскизе, будет воплощено в бумаге. К сожалению, даже самое точное компьютерное проектирование, а сегодня весь этап осуществляется при помощи специальных программных продуктов, не позволяет в полной мере учесть все особенности реального полиграфического производства.
Какими защитными признаками будут оснащены новые банкноты?
Аркадий Трачук: Пока это непубличная информация. Но точно могу сказать: новые защитные признаки там будут.
Некоторые банкоматы до сих пор с перебоями принимают пятитысячные купюры, хотя их модернизировали еще в 2011 году. Не будет ли такой проблемы с новыми деньгами?
Аркадий Трачук: Любые банкноты могут быть идентифицированы современными устройствами. С высокой степенью надежности могут быть отсортированы поддельные банкноты и подлинные. Более того, у Банка России есть даже инструкция по поводу того, что должны проверять банкоматы. Включая те банкоматы, в которых банкноты используются повторно. Есть такие устройства с функцией ресайклинга, которые позволяют выдавать ранее принятые ими деньги.
Если какой-либо из коммерческих банков не принимает через свои устройства эти банкноты, опасаясь избыточного риска (пятитысячные банкноты, по официальной статистике ЦБ, подделывают чаще всего. - Прим. ред.), это может быть как результат организационного решения конкретного банка, так и просто некорректная настройка банкоматов.
Какими темпами в России происходит износ денег?
Аркадий Трачук: Мелкие номиналы изнашиваются примерно за год, банкноты крупных номиналов - за несколько лет. По моим наблюдениям, ветхих денег в обращении практически нет. Они исчезли вместе с десятирублевыми банкнотами. Может быть, такова политика Банка России: он быстро изымает из обращения ветхие банкноты… Кстати, одну из новых банкнот планируется изготовить по новым технологиям. Она будет более долговечной.
Речь идет о пластике?
Аркадий Трачук: Нет, не пластик. Есть технология долговечных бумаг, подразумевающая специальную обработку. Вот ее и планируется использовать для изготовления одной из новых банкнот младшего номинала.
Уже летом сделаем пробные банкноты 2000 и 200 рублей, чтобы посмотреть, как это будет воплощено в бумаге
Почему только одной? В качестве эксперимента?
Аркадий Трачук: Потому что быстрый износ - это в основном проблема банкнот низких номиналов.
Первый зампред Центрального банка Георгий Лунтовский анонсировал выпуск памятной пластиковой банкноты. Как считаете, эта технология изготовления денег будет развиваться?
Аркадий Трачук: Если посмотреть на практику применения пластика при изготовлении банкнот в других странах, то картина получится неоднозначная. Кто-то переходит на пластиковые банкноты, кто-то, наоборот, с пластиковых банкнот возвращается к бумажным. Например, Индонезия, Вьетнам - они от пластика отказались. По крайнем мере по крупным номиналам.
Почему?
Аркадий Трачук: Банкноты высоких номиналов лучше делать на бумаге. Пока здесь никто ничего лучше не придумал. Пластик - материал, который не впитывает краску. Поэтому традиционные банкнотные краски на него плохо ложатся. А если использовать другие краски, понижается уровень защиты. И это пока сдерживает дальнейшее продвижение этого материала.
Кстати, пластиковый субстрат ведь был защищен патентом, который принадлежал австралийской компании. Этот патент закончился года 2-3 назад. Сейчас эта ниша свободна, и любой производитель пластиковых материалов может предложить свой субстрат для этих целей.
Из какого пластика будет наша памятная банкнота?
Аркадий Трачук: Мы не хотим использовать зарубежный материал. Хотим сделать свой продукт. Сейчас как раз заканчиваем разработку собственных технологических решений. Если там будет что-то охраноспособное, конечно, мы решение запатентуем.
Как считаете, технологии могут достичь такого развития, что через несколько десятилетий наличные уже не будут нужны?
Аркадий Трачук: Это больше вопрос к Банку России, потому что он является эмитентом денег. Сегодня все безналичные инструменты - это инструменты, эмитированные коммерческими банками. Дай бог им процветания, чтобы они хранили наши деньги лучше.
В прошлом году Гознак отправил на экспорт 645 миллионов банкнот и паспортов
Но в последние несколько лет на разных дискуссионных площадках и конференциях обсуждается вопрос эмиссии электронных денег национальными банками. Более того, есть уже и первый опыт - пару лет назад ЦБ Эквадора начал выпускать собственные электронные деньги. Естественно, при развитии такого рода систем у Банка России будет серьезная альтернатива. И ему решать - поддерживать традиционную систему налично-денежного обращения или использовать собственную, но систему электронных денег. Но можно уверенно говорить, что в ближайшие 10-15 лет наличные деньги останутся важной частью нашей жизни.
Удалось ли Гознаку запустить массовое производство композитных монет по технологии "Пламет"?
Аркадий Трачук: К сожалению, сегодня мы еще находимся в фазе модернизации производства для промышленного применения этой технологии. У нас было ощущение, что мы сможем какие-то вещи сделать у сторонних производителей. В процессе доработки технологии пришли к выводу, что нужного качества при массовом производстве на стороне не добьемся. Поэтому сейчас мы заканчиваем эту работу у себя. Должны завершить в этом году.
Какие зарубежные страны сейчас заказывают изготовление денег российскому Гознаку?
Аркадий Трачук: С каждым годом нам удается расширять круг зарубежных заказчиков. С точки зрения нашего присутствия на иностранном рынке прошлый год был очень интересным. Но главная сделка была связана не с изготовлением банкнот или продажей банкнотной бумаги, а с чеканкой разменных монет.
Мы, к сожалению, в силу разных причин с этого рынка почти ушли. Это было связано с тем, что у нас были ограничения по производительности монетно-орденского производства. "Закрывали" в первую очередь потребности Центрального банка. К тому же последние три года проводили реконструкцию Московского монетного двора. Так что для экспорта оставалось не так много производственных мощностей.
В прошлом году первый этап реконструкции завершился. Это позволило получить дополнительные свободные мощности, которые мы тут же приспособили к делу. Выиграли достаточно большой тендер на поставку монет в Колумбию. На основании тендера подписан контракт на изготовление и поставку в 2017 году монет номиналом 50 и 100 колумбийских песо.
Сколько отчеканили?
Аркадий Трачук: В штуках? Имею право сказать только, что это достаточно крупный заказ для монет - речь идет о сотнях миллионов монет.
Их изготовили из российского металла?
Аркадий Трачук: Да, у нас в Московской области есть изготовитель-поставщик специальных заготовок для монет.
То есть колумбийские монеты полностью российский продукт?
Аркадий Трачук: Абсолютно.
А что с банкнотами на экспорт?
Аркадий Трачук: В традиционных наших нишах - банкнотах, банкнотной бумаге - тоже все неплохо. В прошлом году отправили на экспорт почти 4 тысячи тонн бумаги, изготовили и осуществили поставки 645 миллионов банкнот и паспортов. Паспорта - новое направление нашего экспорта, и мы намерены его расширять. Была очень непростая ситуация по Йемену. В стране идет гражданская война, общество разделилось, но Центральный банк там один, и он обслуживает обе противоборствующие стороны. Несмотря на проблемы с коммуникацией, а потом и доставкой банкнот, заказ мы все-таки выполнили.
Коллеги докладывали, что вышли публикации в местной прессе о том, что Центральный банк Йемена очень доволен сотрудничеством с российским Гознаком. Поступление наличных денег позволило всем в Йемене выплатить зарплаты.
Для скольких стран Гознак изготавливает деньги?
Аркадий Трачук: Год от года цифры отличаются. В 2016-м мы сотрудничали с государственными ведомствами и структурами 18 стран. Из них 4 заказчика были для нас новыми. Из интересных новых заказчиков прошлого года можно назвать Резервный банк Индии, которому в прошлом году была осуществлена отгрузка банкнотной бумаги для печати индийской валюты номиналом 100 рупий. Кстати, нами получен заказ на поставку бумаги для рупий того же номинала уже в этом году.
Какое место занимает российский Гознак на мировом рынке?
Аркадий Трачук: По объему поставок и банкнот, и банкнотной бумаги Гознак входит в десятку поставщиков на мировом рынке защищенной полиграфической продукции.
В патентных войнах вы сейчас участвуете?
Аркадий Трачук: Мы то, что положено, отсудили. Иногда возникают какие-то шероховатости. Кто-то что-то пишет нам, мы тоже пишем претензии. Но так, чтобы судились, нет. Мы всегда стараемся договариваться. Равно как и наши конкуренты.
В России практически прекратили чеканить монеты меньше рубля, но пока ими пользуются, из обращения они не выйдут
Не будем мелочиться
Гознак решил провести специализацию монетных дворов. Расскажите подробности.
Аркадий Трачук: Принято решение, что Санкт-Петербургский монетный двор в Петропавловской крепости сконцентрируется на выпуске памятных монет из драгоценных металлов. А Московский монетный двор будет заниматься выпуском разменных монет.
Петропавловская крепость не самое удобное место, чтобы перевозить тысячи тонн металла в регулярном режиме. Это плохо со всех точек зрения. Это первое. Второе. Поддержание двух равнокомпетентных монетных дворов при равном наборе оборудования нам просто не нужно сегодня. Потребность в монетах уменьшилась в разы. Относительно, допустим, даже периода пятнадцать лет назад.
Во всех монетах? Только в разменных?
Аркадий Трачук: Это касается в первую очередь разменных монет. Можно посмотреть по тому, сколько монет находится в обращении, эта цифра не меняется. В такой ситуации два монетных двора с одинаковыми компетенциями просто не нужны. При этом Санкт-Петербургский монетный двор обладает рядом уникальных компетенций, особенно в части разработки и изготовления памятных монет. Это отдельная школа художников, граверов, эмальеров, чеканщиков "больших денег" - монет весом от килограмма. Мы заинтересованы в том, чтобы эти компетенции были сохранены. И самый лучший способ это сделать - сконцентрировать производство на памятных монетах.
Что касается производства разменных монет, то при реконструкции Московского монетного двора мы использовали самое современное оборудование, что позволило повысить производительность при сокращении числа работников, задействованных в процессе чеканки. И это тот стратегический путь, который мы для себя видим. Он позволяет нам говорить о возможности увеличить экспорт монет, повысить качество их чеканки, модернизировать упаковку.
От чеканки каких монет в России уже отказались?
Аркадий Трачук: Монеты достоинством меньше рубля Центральный банк практически уже не заказывает. Но пока ими пользуются, они, естественно, будут находиться в обращении.
Ежегодно в России обнаруживают несколько десятков фальшивых монет мелкого номинала. Кому приходит в голову их подделывать, ведь стоимость их изготовления больше?
Аркадий Трачук: Знаете, в чем специфика всех преступлений в этой сфере? Первый шаг - всегда любопытство. Можно ли напечатать банкноту на принтере? Дальше оказывается, что можно, и можно даже еще что-то усовершенствовать.
Если посмотреть статистику Банка России, то 97-98 процентов фальшивых банкнот в России изготавливают репрографическим способом, на различных цифровых печатных и копировальных устройствах. Это, как их называют специалисты, "подделки школьников". Видимо, с монетами то же самое. Кто-то решил попробовать, можно ли приспособить для чеканки монет какой-нибудь пресс, к примеру, для вырубки каких-нибудь чайных ложек. И в итоге нарушил закон.
Гознак изготавливает также госнаграды. В Интернете много вопросов от людей, которые получили госнаграды в разные годы. Они интересуются: можно ли изготовить дубликат награды, чтобы, например, одну хранить дома, а вторую носить?
Аркадий Трачук: Если человек утратил награду в силу каких-то обстоятельств - потерял, украли, разные жизненные ситуации бывают, - он имеет право обратиться в Комиссию при президенте РФ по госнаградам с заявлением и документами, подтверждающими утрату медали или ордена. Комиссия рассматривает обращение. Если признает этот факт состоявшимся по уважительной причине, то дает человеку разрешение на изготовление дубликата. И с этим разрешением он может обратиться в Гознак. И на одном из монетных дворов Гознака эта награда будет изготовлена за его счет. Если награда не утрачена, то разрешение на изготовление ее дубликата в принципе, насколько я знаю, не выдается.
Есть другое решение. Для повседневного ношения в российской наградной системе существуют либо мини-копии орденов и медалей, либо розетки в петлицу. И то, и другое при наличии удостоверения можно заказать на Гознаке, не обращаясь в администрацию президента за разрешением.