Всю новейшую историю российский нефтеэкспорт был в основном направлен на Запад: в страны Европы проложено три трубопровода, в то время как в Азию, где основным адресатом является Китай, всего только один.
В Поднебесную, к слову, идёт всего 25% российского чёрного золота. Впрочем, большие перемены не за горами. Как считают эксперты ОПЕК, после 2020 года КНР будет получать примерно половину всей российской нефти. А Москва, в свою очередь, вынуждена будет поддерживать этот рост строительством новых нефтепроводов.
Несмотря на замедление "китайской экономической машины" в начале прошлого года, нефтяные аналитики из ОПЕК констатируют: низкие нефтяные цены существенно подстегнули спрос на чёрное золото в Поднебесной.
Как считают в картеле, со свежим докладом которого удалось ознакомиться Лайфу, именно Россия, территориально ближе всех экспортёров находящаяся к восточному гиганту, извлечёт из этого роста наибольшую прибыль.
— Россия имеет обширную границу с Китаем, одним из крупнейших в мире регионов потребления нефти. Сейчас центр спроса в Евразии стремительно смещается на восток. В Европе потребность в чёрном золоте снижается, а в Азии — растёт, — пишут эксперты ОПЕК.
Последний заключённый с Китаем нефтяной контракт истекает у России после 2023 года. Его, напомним, обслуживает "Роснефть". В январе Россия впервые стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, обойдя по этому показателю Саудовскую Аравию. По данным таможенной службы КНР, в прошлом году поставки топлива из России выросли на четверть и составили 52,2 млн тонн.
Сейчас восточные поставки, несмотря на их выгодность, едва ли занимают значительную долю в нефтяном экспорте России. По данным Минэнерго РФ, если в Европу в прошлом году уходило 203 млн т, то в Китай — только 51 млн т. Сырьё поставляется по трём маршрутам: по трубе Восточная Сибирь — Тихий Океан (ВСТО) до китайского Мохэ (15 млн т), через морской порт Козьмино (30 млн т) и транзитом через Казахстан (7 млн т). Но поставки постоянно будут расти, и к 2040 году, считают в картеле, доля китайской нефти в российском экспортном портфеле вполне может сравняться с европейской. Поставки в ЕС, что логично, будут снижаться в силу падения спроса.
— Так как Китай является одним из самых быстрорастущих энергетических рынков в Азии, мы полагаем, что общие мощности прокачки будут увеличены до 99,5 млн т к 2030 году и до 120 млн т к 2040 году, потребовав строительства новых трубопроводов, — считают в ОПЕК. — Нынешней мощности трубы ВСТО, а также порта, через которые поступает нефть в Китай, будет недостаточно для увеличения экспорта после 2030 года.
По нынешним планам "Транснефти", ответственной за трубопроводный экспорт всей российской нефти, к 2020 году мощность двух из трёх основных маршрутов поставок заметно увеличится: трубы до Мохэ с 15 до 30 млн т, а порта — с 30 до примерно 36 млн т. Это прибавит ещё около 21 млн т мощностей по прокачке нефти к уже существующим 52 млн т, увеличив суммарную возможность прокачки до 73 млн т нефти. Планов после 2020 года монополия пока не строила.
Впрочем, встаёт вопрос, найдут ли российские нефтяники такие объёмы, замечает нефтяной аналитик Barclays Майкл Коэн. Последний контракт с Китаем у российской "Роснефти", крупнейшей из поставщиков, истекает в 2023 году. Рассчитывают ли в правительстве и компании на продление договора и расширение труб, их представители Лайфу не сказали.
— С учётом падающих объёмов добычи на старых месторождениях не исключено, что часть нефти ей придётся закупать, — считает Коэн. — Если объёмы добычи нефти на Сахалине останутся прежними, России придётся и дальше расширять пропускную способность своих сухопутных маршрутов, в частности на непосредственной границе с Китаем. Вероятно, это потребует новых трубопроводов, — соглашается он с ОПЕК.
Можно обойтись и без закупок у сторонних производителей.
— Для компаний сейчас гораздо выгодней отправлять нефть из Западной Сибири на восток: по качеству она выходит лучше, так как не смешивается при экспорте с поволжской нефтью, — поясняет эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Уже видно, что нефтекомпании активно перекидывают поставки с западных направлений на восточные, где российская ценится лучше. Такими темпами порог в 100 млн тонн мы сможем пройти намного раньше 2030-го.