Саудовская Аравия планирует уйти от зависимости от нефтяных доходов, диверсифицировав свою экономику и открыв ее для зарубежных инвестиций.
И сейчас самое время для того, чтобы делать инвестиции в банковский сектор королевства, тем более что существенные доли двух саудовских банков уже выставлены на продажу.
При этом в обоих случаях международные кредиторы стремятся уйти из Саудовской Аравии, известные мировые банки не спешат делать вложения, основной интерес проявляют местные или региональные группы, отметили аналитики. Это отражает опасения по поводу перспектив амбициозной программы реформ в Саудовской Аравии, учитывая, что заместитель кронпринца Мохаммед бин Салман сокращает государственные расходы, которые традиционно подпитывали экономику.
Одним из результатов этого стал худший рост со времен мировой рецессии 2009 г., и дальше прогнозируется еще большее падение. В стране реализуется сравнительно немного строительных проектов, выплаты строителям в прошлом году задерживались.
Это больно бьет по банкам, которые кредитуют их, в том числе по двум банкам на рынке. Королевский банк Шотландии уже много лет пытается продать свою 40%-ю долю в Alawwal Bank, Credit Agricole SA рассматривает продажу 31%-й доли в Banque Saudi Fransi.
Среди крупнейших мировых финансовых компаний от Goldman Sachs Group Inc. до Citigroup Inc. есть заинтересованность в Саудовской Аравии – правда не в плане торговли или коммерческого банкинга. План принца Мухаммеда вызвал шквал комиссионных банковских операций. Предлагаемое IPO государственной нефтяной компании Saudi Aramco может стать крупнейшим в истории IPO, и это только один пример.
В прошлом году с большой помпой был объявлен проект 31-летнего принца в отношении развития постнефтяной экономики, который помимо всего прочего включает в себя создание крупнейшего в мире суверенного фонда благосостояния, улучшение бизнес-среды, постепенное раскрытие консервативного общества.
Какими бы ни были долгосрочные перспективы, "ближайшие два года окажутся довольно жесткими", заявил Джейсон Тави, экономист Capital Economics в Лондоне. Мощный религиозный истеблишмент может противостоять реформам, в то время как медленный рост сдержит кредитование и отпугнет покупателей в банковском секторе, заявил он.
Кредитование саудовских банков в частном секторе быстро расширялось в прошлом году, однако сейчас оно остановилось. В феврале годовой рост замедлился до 0,3%, самый низкий показатель с 2009 г.
Банк Alawwal сообщил, что чистая прибыль упала в два раза в 2016 г. до 1,07 млрд риалов ($285 млн). Прибыль Banque Saudi Fransi в 3,51 млрд риалов снизилась на 13%. Оба банка, которые в основном кредитуют бизнес, а не потребителей, сообщили, что "плохие" долги строительного сектора выросли более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом.
Власти говорят, что они справляются с задолженностью. Минфин в декабре сообщил, что были выполнены отсроченные платежи в 100 млрд риалов ($27 млрд).
Тем не менее, "учитывая доминирование государства в экономике в целом, это поднимает вопрос о качестве кредитных портфелей в саудовских банках", считают аналитики.
Несмотря на то что в Азии возник интерес в отношении продажи доли RBS, скорее всего, сделка будет проведена группой местных инвесторов. Саудовские власти явно отдают предпочтение покупателям за пределами региона, но потенциальные покупатели сослались на высокую конкуренцию в секторе.
Банковский аналитик Мурад Ансари отметил, что, несмотря на то что саудовские власти в качестве покупателей "в идеале хотели бы видеть глобальные, международные банки", последние тенденции на развивающихся рынках показывают, что "американские и европейские банки уходят с Ближнего Востока и приобретения совершают региональные банки".
В настоящее время внимание иностранных инвесторов сфокусировано в другом месте. Citigroup, который ушел из Саудовской Аравии в 2004 г., возможно стремится вернуться и ведет переговоры о получении инвестиционной банковской лицензии, необходимой для заключения сделок более широкого спектра. Goldman Sachs проводит предварительные переговоры в отношении лицензии на торговлю акциями в королевстве.
Иными словами, финансовый мир видит возможность зарабатывания денег в королевстве, вовсе не ставя на экономический прогресс страны. В то же время продажи RBS и Credit Agricole создают проблемы с имиджем. Два международных банка пытаются уйти с рынка, несмотря на то что власти пытаются привлечь иностранных инвесторов.