Китайский консорциум намерен профинансировать строительство 4-й линии метрополитена в Киеве. Стоимость проекта — около 30 млрд грн ($1,1 млрд). КНР собирается и дальше инвестировать в Украину. В частности, правительство и бизнес Поднебесной готовы выделять деньги на возведение и реконструкцию украинских дорог, мостов. В Пекине также предложили Украине создать зону свободной торговли. RT разбирался, что кроется за щедростью китайских инвесторов.
Администрация города Киева подписала меморандум о строительстве четвёртой ветки метрополитена с китайским консорциумом, в который входят компании China Railway International Group и China Pacific Construction Group. Новая ветка метро должна соединить правый берег украинской столицы с густонаселённым районом Троещина и таким образом решить проблему пробок на киевских мостах.
«Специалисты китайской стороны проведут исследование текущего состояния проекта строительства четвёртой линии метро в Киеве. Исследование будет включать оценку юридической и финансовой жизнеспособности проекта, в том числе технико-экономическое обоснование и смету расходов», — цитирует пресс-служба Киевской администрации заместителя мэра Николая Поворозника.
Китайский интерес
Китайские инвесторы и ранее неоднократно заявляли о готовности вкладывать деньги в Украину.
Так, China Road and Bridge Corporation намерена реконструировать развязку на Шулявском мосту (сумма инвестиций — $15 млн) и построить новую Окружную дорогу вокруг Киева.
«На Украину приезжает масса деловых людей из Китая, которые ищут площадки для открытия своих заводов», — рассказал RT украинский финансовый аналитик, пожелавший остаться неназванным.
Каждый украинский город заинтересован в привлечении китайского инвестора. И бизнесмены Поднебесной отвечают украинцам взаимностью.
«Китайские компании готовы давать взятки украинским чиновникам и закрывают глаза на завышение смет строительных работ», — рассказал RT источник в украинском правительстве.
Интерес к Незалежной наблюдается и со стороны официального Пекина. Например, посол Китая на Украине Ду Вэй в конце апреля заявил, что Китай может в ближайшее время ввести безвизовый режим с Украиной.
«Китайская сторона готова в любое время, по желанию двух сторон, по принципу равенства и взаимной выгоды, принять новые меры по обмену людьми между нашими странами, в том числе и безвизовый режим», — заявил Ду Вэй.
Также стороны обсуждают и создание зоны свободной торговли. Инициатором либерализации двусторонних торговых отношений выступила китайская сторона.
Кому это выгодно?Китайские инвесторы — одни из немногих, кто готов вкладывать в Украину. В прошлом году в страну инвестировано около $4 млрд, из них почти $3 млрд — деньги российских банков, которые докапитализировали свои «дочки» на Украине. Сейчас все пять «дочек» — «Сбербанк России», «Проминвестбанк», «ВТБ», «БМ Банк», «ВиЭс Банк» — выставлены на продажу из-за введённых Национальным банком Украины санкций, которые не позволяют им выводить прибыль за границу.
Европейские компании не готовы вкладывать в Украину из-за высоких рисков: по данным британской аудиторско-консалтинговой фирмы Ernst & Young, Украина занимает первое место в мире по уровню коррупции. Китайские компании в этом плане куда менее прихотливы. Возможно, они даже смогут оживить экономику страны и удержать национальную валюту, которая, по прогнозам экономистов, к осени ослабеет с 26,4 до 30 грн за доллар.
Однако у щедрости китайских инвесторов есть и свои особые причины.
«Зона свободной торговли с Украиной будет выгодна для Китая, так как на украинском рынке китайские экспортёры находятся в неравных условиях с европейцами, которые экспортируют свои товары по сниженным или даже нулевым таможенным пошлинам в рамках зоны свободной торговли Украины и ЕС. Таким образом, заключение соглашения о зоне свободной торговли между Китаем и Украиной позволит китайским производителям улучшить свои позиции в конкурентной борьбе за украинский рынок», — заявил СМИ главный аналитик Укрсоцбанка Андрей Приходько.
Китайские производители могут также получить доступ к рынкам стран Евросоюза, с которым у Украины подписано соглашение о зоне свободной торговли. Сейчас китайские производители платят пошлину в размере 5—10% при поставках продукции в страны ЕС, ещё примерно 10—15% себестоимости составляет логистика. Теоретически при поставке продукции из Украины экономия может достигнуть 20%, что сделает товары более конкурентоспособными.
Кроме того, для китайских производителей откроются рынки и других стран, с которыми у Украины подписано соглашение о зоне свободной торговли, например с Канадой. Страны ЕС пока не реагируют на планы по подписанию соглашения о либерализации торговли между Украиной и Китаем.
Сырьевой придатокВ немалой степени Украина привлекает китайских инвесторов и своими землями сельскохозяйственного назначения, продавать которые требует МВФ. По данным Министерства земли и природных ресурсов Китая, не менее 20% земель КНР, или 25 млн га, загрязнены от чрезмерного использования пестицидов и химических удобрений. Спрос же на экологически чистые продукты растёт не только в Китае, но и в странах ЕС.
Кроме того, центральная часть Украины богата глиной — одной из лучших по качеству в мире. Здесь находится около 10% мировых запасов белой глины каолина (около 400 млн тонн). Китайские инвесторы также смогут получить доступ к украинским лесам, добыче янтаря и железной руды.
Источник в украинском правительстве рассказал RT, что Китай намерен использовать Украину как сырьевой источник и ресурс дешёвой рабочей силы, ведь средняя заработная плата на Украине — $168, тогда как в Поднебесной — $700 в месяц.
«Китайцам выгодно закупать по низким ценам сырьё, производить продукцию при более низкой себестоимости, продавать её в разные страны мира и выводить прибыль», — сообщил RT высокопоставленный собеседник.
Аналогичная ситуация наблюдается на Африканском континенте, куда китайские компании тоже активно вкладывают деньги.