Рост курса рубля, который продолжается почти без остановок 1,5 года, подошел к своей завершающей точке: зарубежные спекулянты, которые играют на разнице процентных ставок, для которых рубль стал «любимым» вложением последних месяцев, уже в ближайшие недели могут начать выводить капитал с развивающихся рынков, в том числе с рынка РФ.
Об этом заявили эксперты Bank of America Merrill Lynch.
В своем обзоре стратеги банка во главе Дэвидом Хонером указали на то, что индекс спекулятивных потоков в валюты и облигации развивающихся стран близок к критическому уровню, при достижении которого, согласно статистике прошлых лет, коррекция наступает в течение четырех недель.
«Кэрри-трейд печально известен закрытием позиций при неприятии риска, особенно когда их много и они взаимосвязаны», — объясняют стратеги BofA: если объем вложений «зашкаливает», малейший риск может вызвать цепную реакцию и бегство капитала.
Чем больше денег вложено в строительство валютной «пирамиды» — тем менее устойчивой она становится, поскольку никто из инвесторов не хочет оказаться последним на падающем рынке, объясняет главный валютный стратег Saxo Bank Джон Харди. По его словам, настроения западных спекулянтов могут быстро ухудшиться, если ФРС США ускорит ужесточение политики, или если экономика Китая не справится с чрезмерным долгом.
При этом, добавляют в BofA, домоклов меч висит не только над рублем. Вместе с российской валютой западные фонды активно скупали бразильский реал, южноафриканский ранд и индонезийскую рупию. Доходности облигаций в этих валютах — 8-12% годовых. Купив такие бумаги за счет кредита в долларах или евро, который стоит 1% годовых или меньше, можно получить солидную и фактически бесплатную прибыль на процентной разнице.
Благодаря высоким ставкам, которые поддерживают ЦБ России, Бразилии и других стран-конкурентов, приток в фонды валют и облигаций развивающихся стран продолжается 17 недель подряд достиг $33 млрд.
В российские гособлигации, по данным ЦБ, пришло $10,8 млрд в прошлом году и $3,4 млрд с начала текущего года. В результате рубль укрепился на 8% к доллару и 4% к евро за январь—май, при том что нефть подешевела на 12%.
«Если весь этот спекулятивный капитал вдруг развернется, то мы будем наблюдать те же события, которые происходили в ноябре—декабре 2014 года», — говорит начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка Евгений Волков.
Опрос, проведенный Центробанком, показал, что это вполне возможный риск: инвесторы, покупающие рубли и ОФЗ, в массе придерживаются активной стратегии (то есть готовы сбросить бумаги при появлении рисков), а кроме того — не страхуются на случай падения рубля.
Такие риски уже очевидны, отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай: цены на нефть снижаются, несмотря на сделку России и ОПЕК, а начиная с лета баланс валютных потоков в РФ резко ухудшится за счет спроса на импорт, конвертации дивидендов покупки валюты населением для отпусков.