Дефицит бюджета России в текущем году составит 2% ВВП вместо прогнозируемых ранее 3,2% ВВП, а к 2019 году этот показатель дойдет до нуля. Такое заявление сделал министр финансов Антон Силуанов. Минфин решился на переоценку одного из базовых финансовых значений вопреки традиционным консервативным прогнозам. Это произошло на фоне восстановительного роста экономики и позитивной динамики цен на нефть. RT разбирался, что происходит в сфере госфинансов России.
В 2017 году дефицит российского бюджета составит 2% ВВП. К 2019 году, вопреки прежним пессимистичным прогнозам, государственная казна и вовсе станет бездефицитной. Такое заявление сделал глава Минфина Антон Силуанов.
«Ожидаем, что оптимизация расходов и улучшение собираемости доходов позволят снизить дефицит федерального бюджета в 2017 году до 2% ВВП против первоначального целевого показателя 3,2%. В среднесрочной перспективе мы будем стремиться к дополнительной бюджетной консолидации, чтобы ликвидировать первичный дефицит федерального бюджета к 2019 году», — цитирует ТАСС министра финансов.
По данным Минфина, с января по сентябрь 2017 года дефицит бюджета России составил 300 млрд рублей — это 0,5% ВВП. Доходы казны были зафиксированы на уровне 10 трлн 970 млрд рублей, а расходы — 11 трлн 270 млрд рублей.
Ранее министерство ожидало менее оптимистичные значения. Так, на 2018 год Минфин планировал дефицит бюджета на уровне 1,4% ВВП. Но в 2019 и 2020 годах финансовые власти ожидали снижения этого показателя до 0,9 и 0,8% ВВП соответственно.
Одним из факторов, позволяющих бюджету выйти из дефицита, могут стать цены на нефть, которые уже сейчас находятся выше заложенного властями уровня. Об этом в разговоре с RT рассказал директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Дерюгин.
Согласно оценке министра финансов, в 2018 году доходы бюджета вырастут на 630 млрд рублей. Уже в этом году казна получит дополнительные доходы на 623 млрд рублей от экспорта нефти и газа. Именно эти средства, по словам Антона Силуанова, будут направлены на финансирование дефицита бюджета 2018 года.
Впрочем, правительство продолжает планировать бюджет, исходя из консервативной цены на нефть российской марки Urals — $40 за баррель. В то же время министерство экономического развития ожидает, что в 2017 году стоимость барреля Urals в среднем составит $49,90, а в 2018 — $43,80 за баррель.
Федеральный бюджет может стать бездефицитным и за счёт расширения приватизации, не исключает Александр Дерюгин.
Любопытно, что в проекте бюджета на 2018—2020 годы не заложены поступления от приватизации крупных госкомпаний, хотя глава Минэкономразвития Максим Орешкин ранее заявил, что в этом вопросе «исключать ничего нельзя».
Выход российского бюджета из дефицита будет возможен в случае реализации заложенных в него оптимистичных планов по росту экономики выше 2%, притока инвестиций в основной капитал на уровне 4—5%, а также выплат дивидендов госкомпаний. Об этом в беседе с RT рассказал директор по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов.
Манёвр МинфинаКлючевую роль в сокращении дефицита бюджета может сыграть и так называемый налоговый манёвр, который на данный момент прорабатывает правительство по поручению президента Владимира Путина.
«Сейчас обсуждается, что будет с нашей налоговой системой. В принципе, она может быть изменена. Обсуждается налоговый манёвр — то есть повышение НДС и снижение отчисления в Пенсионный фонд. В принципе, за счёт таких манёвров можно обеспечить бездефицитный бюджет», — считает Александр Дерюгин.
Налоговый манёвр подразумевает сокращение прямых налогов, наиболее обременительных для предприятий. В первую очередь речь идёт о снижении совокупной ставки страховых взносов с 30 до 22%. Налоговая нагрузка при этом будет перенаправлена на косвенный налог — налог на добавленную стоимость (НДС), который увеличится с 18 до 22%. По оценкам Минфина, это налоговое маневрирование должно послужить оздоровлению российского бизнеса.
Как ранее сообщал Антон Силуанов, окончательные решения по всем налоговым новациям, включая налоговый манёвр, должны быть приняты весной 2018 года, а внесение изменений в законодательство запланировано на октябрь следующего года.
Спрос с госкомпанийАналитики отмечают, что российский бюджет частично всё ещё подвержен рискам. В первую очередь они могут быть вызваны резким изменением внешних условий на финансовом и сырьевом рынках.
Опрошенные RT эксперты считают, что риски очередного падения цен на нефть являются одной из ключевых угроз для российского бюджета. Кроме того, нельзя исключать и фактор невыполнения обязательств госкомпаний. Так, по словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, Минфин видит риски снижения объёма поступлений доходов в бюджет от дивидендов госкомпаний почти вдвое в 2018 году, если для ряда из них будут сделаны исключения по норме выплаты в 50% от прибыли, сообщает ТАСС.
Счётная палата оценивает риски непоступления по налоговым и неналоговым доходам в 2018 году на уровне 166 млрд рублей, в 2019 году — 209 млрд рублей, в 2020 году — в 191 млрд рублей. Такие данные приводятся в заключении ведомства на проект бюджета России на 2018—2020 годы.
Федеральный бюджет России на 2018—2020 годы сформирован на основе прогноза социально-экономического развития. Согласно базовому сценарию этого документа, ВВП России в 2018 году вырастет на 2,1%, в 2019-м — на 2,2%, а в 2020-м — на 2,3%. Рост инвестиций в основной капитал в 2017 году ожидается на уровне 4,1%, а в 2018—2020 годах — 4,7—5,7% в год. Плановый объём ежегодных поступлений дивидендов от госкомпаний в бюджет на ближайшую трёхлетку составляет более 400 млрд рублей.