Власти хотят взять под свой контроль все операции бизнеса и граждан.
Власти постоянно вводят новые методы контроля за финансовыми операциями граждан и бизнеса, например, в следующем году может заработать система маркировки табачных изделий. В ближайших планах – запрет на анонимные электронные кошельки и карты, сбор биометрических данных с клиентов банков. Правительство также обсуждает объединение налоговой службы и таможни, и передачу налоговикам контроля за реестром недвижимости.
Маркировка табачной продукции может появиться в 2018 году. Об этом заявил представитель Министерства финансов на совещании в Совете Федерации 23 ноября.
«В настоящее время в правительство уже внесен проект постановления о порядке маркировки табачной продукции специальными электронными метками, и принято решение — вернее, не принято, потому что это проект постановления, — что должен быть проведен эксперимент по маркировке табачной продукции в 2018 году», — приводит слова замглавы департамента налоговой и таможенной политики Минфина Ольги Цибизовой агентство РИА «Новости».
«Это электронная метка, которая позволит заменить, может быть, — это в процессе эксперимента будет выяснено, — федеральную специальную марку, которая клеится на табачную продукцию. То есть по принципу вот этой электронной метки, которая для шуб есть», — сказала она.
Ранее правительство ввело маркировку меховых изделий с помощью электронных меток. Ранее первый заместитель главы Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов заявил, что введение маркировки меховых изделий позволило «обелить» рынок в шесть раз в 2016 году. Такой же порядок «обеления» приводит Минпромторг. Федеральная налоговая служба (ФНС), зарегистрировала свыше 9 тыс. участников системы и более 4 млн изделий из натурального меха.
Эксперимент по маркировке идет также в отношении лекарств. Предполагается, что в 2019 году все фармпрепараты должны носить электронную метку. Но участники рынка просят отсрочки, ссылаясь на дороговизну оборудования для маркировки.
Между тем, правительство обсуждает возможность введения маркировки для все новых групп товаров, например, красной и черной икры. Росрыболовство уже разработало соответствующий законопроект, который может начать действовать в 2019 году.
Премьер-министр Дмитрий Медведев пояснял, что маркировка нужна для того, чтобы защитить рынок и население от подделок и контрафакта. Использование различных манипуляций и схем приводит к удорожанию товара, и к тому, что «налоги не в полном объеме поступают в федеральный бюджет».
«Такая система должна быть не только эффективной, но и удобной — и для покупателей, и для предпринимателей, и для государства, чтобы любой человек мог проверить товар с помощью современных устройств», — говорил он.
Медведев подчеркивал, что внедрение системы маркировки позволяет проследить весь путь движения товара — от производства до прилавка.
Александр Косов, руководитель группы практики таможенного права и внешнеторгового регулирования «Пепеляев групп», также говорит, что у властей сейчас есть «большая идея по обеспечению прослеживаемости товаров», чтобы можно было отследить всю цепочку поставок.
«Это позволило бы обеспечить прозрачность в отслеживании уплаты всех обязательных платежей — и таможенных, и налоговых», — отмечает он.
В рамках этой же концепции лежит недавнее предложение первого вице-премьера Игоря Шувалова объединить ФНС и Федеральную таможенную службу.
Главный экономист «Эксперт РА», доцент НИУ ВШЭ Антон Табах считает, что ФНС более «чистая и продвинутая в технологиях служба», чем ФТС, и если она «съест более «слабую», это, скорее, хорошо».
Если эти две службы будут объединены, то в принципе задача отслеживания товаров на всем жизненном цикле становится выполнимой, добавляет Александр Косов.
Игорь Шувалов высказал предложение передать ФНС контроль и над реестром недвижимости, поскольку одна из главных задач этого реестра заключается именно в сборе налога на имущество.
«С точки зрения облегчения процедуры налогообложения в этом есть смысл, поскольку все будет в одних руках, одного органа. Кроме того, оперативно будет решаться, с какого времени перешло право собственности на тот или иной объект»,
— полагает Тамаз Мстоян, юрист адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры».
Но он подчеркивает, что если речь будет идти только о передаче регистрационных функций, а кадастр останется в Росреестре, это будет шаг назад.
Стоит подчеркнуть, что ФНС и ФТС сегодня уже работают в одной структуре, поскольку находятся в ведении Минфина. Финансовое ведомство получило ранее контроль за Росалкогольрегулированием и Единой государственной автоматизированной информационной системой учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
С этого года ФНС передано администрирование страховых взносов во внебюджетные фонды – пенсионный, социального и медицинского страхования. Из того, что приносит доход в федеральный бюджет финансовому блоку остался неподконтрольным Росреестр и Росимущество, которое занимается приватизацией и управлением госсобственностью. Вероятно, это вопрос времени.
В целом, правительство продолжает ставить под полный контроль финансовые операции населения и бизнеса. Отслеживание товаров – это один из элементов этой кампании. Другие ее направления – ужесточение финансового контроля и надзора за банковским сектором и всевозможными транзакциями.
В декабре российские банки в декабре начнут тестировать единую биометрическую систему, необходимую для внедрения удаленной идентификации физлиц и удаленного предоставления финансовых услуг, сообщили RNS в пресс-службе «Ростелекома», который является оператором данной системы.
В декабре стартует процесс тестирования системы ограниченным количеством банков. В масштабе всей страны проект по удаленной идентификации будет запущен после принятия поправок в 115-ФЗ, ориентировочно в середине 2018 года, отмечают в «Ростелекоме».
Предполагается, что клиент будет очно подтверждать свою личность в банке, после чего его фото и запись голоса будут направляться в единую биометрическую систему. Собранные данные позволят получить гражданам защищенный удаленный доступ к банковским сервисам.
А государство не просто будет иметь персональные данные, но и будет «знать в лицо» своих граждан.
Чиновники последовательно делают невозможным проведение финансовых операций без раскрытия личности их участников. Вычистить позволит и запрет анонимные «электронные кошельки» платежных систем и неперсонифицированные предоплаченные банковские карты. Соответствующее поручение профильным ведомствам в ноябре дал все тот же Игорь Шувалов.
Последним шагом, который может окончательно закрыть вопрос анонимности, станет запрет на хождение наличных. Впрочем, это дело не ближайших лет.
Минфин также ищет способы вывести в официальное пространство криптовалюты. Сейчас – это один из немногих «островов свободы». Но, судя по всему, это ненадолго.